UA / RU
Поддержать ZN.ua

Расследование по Иловайску и Дебальцево ведется в двух направлениях – Мамедов

Собранную информацию передадут в Офис прокурора МУС и украинские суды.

Расследование обстоятельств боев под Иловайском (август 2014 года) и Дебальцево (январь-февраль 2015-го) ведется в двух направлениях, рассказал ZN.UA заместитель генерального прокурора Украины Гюндуз Мамедов.

Во-первых, чтобы разобраться по всем направлениям, всю информацию по этим события, включая ту, которая есть в публичной плоскости (интервью, соцсети), правоохранители собрали в один массив.

Во-вторых, ведется активная работа по сбору информации в контексте применения РФ методов и средств ведения войны, запрещенных международным гуманитарным правом, что является военным преступлением. Собранную информацию передадут в Офис прокурора Международного уголовного суда (МУС) и украинские суды.

«Здесь также несколько блоков, и через призму нарушений Женевских конвенций изучается нападение на украинских военных, которые прекратили принимать участие в боевых действиях, и захват под Иловайском и Дебальцево в плен украинских военных, бойцов добровольческих батальонов и жестокое обращение с ними. Также анализируем, были ли применены запрещенные или ограничительные виды оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения», - подчеркнул Мамедов в разговоре с редактором отдела международной политики Татьяной Силиной.

В прошлом году украинская сторона подавала в МУС информационное сообщение, касающееся вероломного убийства украинских военных под Иловайском (РФ гарантировала создание «зеленых коридоров» для выхода военных из «котла», но по начавшим выходить бойцам открыли огонь; по официальным данным, 366 человек погибли, 429 были ранены, еще 300 попали в плен – ред.). Но в связи с новыми данными этот кейс обновляется.

«Прокуроры Департамента надзора за преступлениями, совершенными в условиях вооруженного конфликта организовывают и координируют расследование резонансных дел. На данный момент их более 130 по 170 лицам. Это действительно масштабные расследования, объем которых превышает полторы тысячи томов, где исследуются события всего периода ведения РФ агрессивной войны против Украины. Сотни томов имеют гриф «Секретно» и «Совершенно секретно», поэтому далеко не все можно комментировать. Но, заверяю вас со всей ответственностью, процесс идет», - добавил он.

Говоря об аннексии Крыма, Мамедов напомнил о том, что она проводилась силами военнослужащих Вооруженных сил и Черноморского флота РФ, представителями ФСБ и незаконных вооруженных формирований, таких как «Самооборона Крыма».

Каждому отводилась своя роль для реализации плана оккупации и попытки аннексии территории. Вторжение обеспечивалось морским и воздушным транспортом. Чтобы не было возможности идентифицировать военнослужащих РФ, военная техника и форменная одежда заблаговременно были замаскированы.

Таким образом, с  20 февраля по 18 марта 2014 года российскими оккупантами под контроль был взят полностью весь полуостров: от Верховной Рады АР Крым до отделений связи «Укртелекома».

«Резюмируя, еще раз повторю, экспертизы, следственные мероприятия, допросы активно идут, устанавливаются все обстоятельства событий, причем со всех сторон, допрашиваются очевидцы и жертвы этой трагедии», - отметил он.

Отвечая на вопрос ZN.UA о том, расследуются ли действия или бездействие отдельных должностных лиц Украины во время захвата Крыма, заместитель генерального прокурора ответил: «Мы расследуем все эти производства всесторонне, каждой детали уделяем пристальное внимание, и будем стараться дать правовую оценку всем участникам этих событий».

Читайте также: В украинских судах слушаются дела по всему массиву преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта – Мамедов

Как наказать агрессора? Кто будет судить высшее руководство РФ за нарушения международного гуманитарного и уголовного права? Будут ли наказаны те, кто встал на сторону агрессора и оккупанта? Что делает Украина для того, чтобы наказание стало неотвратимым? Читайте в интервью, которое взяла Татьяна Силина у заместителя генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова.