Украинские правозащитники убеждены, что 87% солдат ВСУ и половина мирных жителей Донбасса, которые побывали в плену пророссийских террористов, пережили пытки или были жертвами плохого обращения.
В это же время, 40% так называемых "допросов" проводили наемники из России или люди, которые называют себя российскими солдатами. Об этом сообщает Newsweek со ссылкой на доклад под названием "Те, кто пережили ад" правозащитной группы Justice for Peace in Donbas. Документ базируется на опросе 165 человек, среди которых солдаты и гражданские, которые были в плену пророссийских боевиков.
Во многих случаях даже те, кого лично не пытали, рассказывают о том, что видели или слышали, как издеваются над другими. Треть опрошенных солдат, а также 16% мирных жителей, говорят, что лично видели смерть человека от пыток.
Один из авторов доклада Олег Мартыненко подчеркнул, что пророссийские боевики не соблюдают никаких международных стандартов в поведении с заложниками. В трети мест, где содержат захваченных людей в Донбассе, нет необходимого медицинского оборудования и врачей. Хотя правозащитников беспокоит и тот факт, что наличие врача в "тюрьме" пророссийских террористов не гарантирует помощь заключенным. Исследования выявили случаи, когда медики принимали участие в пытках и приводили в чувство потерявших сознание жертв, чтобы можно было продолжить издевательства.
По словам Мартыненко, все это дает основания обвинять Россию в совершении военных преступлений и нарушений, которые никоим образом не подпадают под амнистию, к которой Запад подталкивает Украину в рамках решения конфликта в Донбассе.
Группы, которые организуют обмен заключенными, говорят, что до 1 июня этого года из "тюрем" пророссийских террористов было освобождено 2,5 тысяч человек, еще 500 – остаются в заключении. МВД Украины сообщает о 6 тысячах человек, которые остаются или в плену у боевиков либо пропали без вести.
Согласно исследованию правозащитников, большинство жертв пророссийских террористов – это местные жители Донбасса или те, кто переехал в безопасные регионы Украины, но вернулся к родственникам и был схваченных на одном из КПП без объяснений. Также людей похищают прямо дома или на работе, при этом боевики забирают все их имущество. Правозащитники подчеркивают, что любой может стать жертвой.
Один из освобожденных заложников рассказал, что шестеро людей в камуфляже с автоматами и "георгиевскими ленточками" ворвались к нему домой и избили его пожилую мать. А затем связали его руки за спиной. Нападавшие отобрали компьютер, телефон, кошелек и даже бутылку водки, которая была у жертвы.
Соавтор доклада Александра Матвийчук объясняет, что часто террористы обвиняют людей в "неправильных" проукраинских взглядах, использовании украинского языка и хранении украинской символики дома. Также жертв обвиняют в участии в Майдане и маршах единства, а некоторых – в фотографировании стратегических объектов.
Около 12% от всех захваченных составляют женщины, половина из них – беременные или в пожилом возрасте. 18% из тех, кто пережил пытки, говорят, что их били кулаками или ногами, а более 22% утверждают, что их били прикладом автомата. Около 6% опрошенных пережили другие более тяжелые формы пыток, такие как удары электротоком, зажимание пальцев в тиски, нанесение ран спомощью огнестрельного оружия и острых предметов. 75% пленных угрожали огнестрельным и другими видами оружия.
"Меня избил мужчина, который называл себя Олег Кубрак. Он угрожал изнасиловать меня, порезать мои руки, ноги и шею ножом", - рассказывает женщина, которая пережила заключение пророссийских террористов.
"Боевики били меня прикладом автомата по голове, спине, рукам. Они выкручивали мне руки. Каждый пытался ударить меня, каждый хватал меня за волосы", - рассказывает другая женщина.
Солдаты ВСУ и волонтеры, которые побывали в плену террористов, в 83% случаев рассказывают, что их схватили во время боя, в котором принимали прямое участие солдаты армии России. Один солдат с позывным "Грек" даже показал заключенным украинским солдатам свое удостоверение бойца спецназа из Москвы. Другой говорил, что он командир Псковского десантного отряда.
Согласно отчету, 87% украинских солдат и волонтеров, которые были заключены пророссийскими боевиками, пережили особенно жестокие пытки. Их часто намеренно калечили и унижали. Правозащитники отмечают, что все описанные и задокументированные случаи похищения и пыток подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. Они настаивают на том, что Украина должна как можно быстрее ратифицировать Римский статут, чтобы виновные в жестоких военных преступлениях понесли должное наказание.
Ранее уже сообщалось о том, как боевики "ДНР" и "ЛНР" пытают заложников. В частности, в августе 2014 года Human Rights Watch на востоке Украины зафиксировали 20 случаев захвата террористами гражданских лиц. Из них опрошены были 12 человек, которые утверждали, что в заключении их били, в том числе ногами, кололи или резали ножом, прижигали сигаретой или подвергали имитации казни. По меньшей мере шестерых использовали в качестве заложников с целью получения выкупа или обмена на захваченных украинскими силовиками ополченцев.
Позже правозащитники Amnesty International заявляли, что пытки применяют обе стороны конфликта в Донбассе. Правозащитная организация подтвердила три недавних случая убийства боевиками в Донбассе восьмерых военнослужащих украинской армии. В частности, Amnesty International использовала и признание самих боевиков об убийствах пленных украинских воинов. Отмечается, что боевики держат пленных не менее чем в десяти разных местах.
Amnesty International сообщает, что "Правый сектор" использует бывшие детские лагеря отдыха в качестве мест для содержания в заложниках гражданских лиц. В докладе говорится, что "Правый сектор" применяет к ним жестокие пытки и требует выкуп у их семей.
Ранее один из лидеров террористов так называемой "ЛНР" Алексей Мозговой заявил, что боевики в Донбассе жестоко пытают своих "сослуживцев".