С 2014-го года через плен прошло более трех тысяч украинцев. Из них более полутора тысяч - гражданские лица. Вопрос их психологической, правовой и социальной реабилитации не регулируется ни одним нормативным актом. Украинская ассоциация пленных подготовила десятки различных законопроектов, которые предоставляют статус и защиту прав освобожденным из плена, рассказал глава Украинской ассоциация пленных Анатолий Поляков в интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA.
"Однако на сегодняшний день он (законопрокт, - Ред.) продолжает пылиться в Верховной Раде, по причине того, что в Офисе президента было принято решение подготовить новый проект закона и внести его в ВР за подписью президента. В этом законопроекте, которым занималось министерство Коляды и общественные организации, изначально заложены противоречия", - констатировал Поляков.
"Первый момент касается механизма создания межведомственной комиссии, которая будет определять статус и подтверждать либо опровергать пребывание человека в плену.
По вышеупомянутому законопроекту Министерства по делам ветеранов (который уже находится в ОП), подтвердить пребывание человека в плену может любая общественная организация. Что, по моему мнению, недопустимо. Потому что это прерогатива исключительно силовых структур - СБУ и военной прокуратуры. Такая норма может вылиться в завуалированную амнистию боевикам. К тому же мы можем получить неконтролируемое количество пленных с большими коррупционными рисками, на которых придется тратить весь бюджет.
Второй момент касается социального пакета. Я считаю, что необходимо выделить в отдельную группу тех людей, которые выполняли определенные задачи в интересах армии на оккупированных территориях, направленные на защиту суверенитета и территориальной целостности Украины. Это волонтеры, которые обеспечивали армию всем необходимым и были взяты в плен, это наша агентурная сеть при СБУ и СВР. Считаю, их необходимо приравнять к участникам боевых действий и предоставить весь пакет социальной поддержки, включая выплаты и предоставление жилья.
В отношении остальных граждан, которые попали в плен по иным причинам (не имеющим отношения к защите нашей страны), должен быть другой, минимальный, но гарантированный социальный пакет. Включая дальнейшее сопровождение профильными общественными организациями.
К большому сожалению, мы можем очень долго говорить о противоречиях и искать пути их преодоления, но без реального включения ОП в процесс, вряд ли что-либо сдвинется с места. До сегодняшнего дня все заседания рабочих групп, о которых сообщают СМИ - бутафория. Работники ОП Максим Кречетов (помощник заместителя главы ОП Кирилла Тимошенко), и модератор ОП Алина Терехова - собирают за круглым столом важных представителей министерств и ведомств, те говорят какие-то умные речи, а в итоге не принимают никаких решений. Безусловно, за всем этим лежит полная дискредитация президента и его политики мира", - уточнил он.
"Если у нас развал институций на уровне ключевого президентского проекта, то о чем вообще можно говорить… Плюс последний обмен стал своеобразной политической мишенью. Люди не виноваты в том, что президент принял волевое решение и обменял их на "беркутовцев" и прочих террористов. Более того, они не виноваты в том, что не работают спецслужбы и нет публичной реабилитации вернувшихся из плена. Что позволяет без суда и следствия обвинять людей в сепаратизме и прочем. В обществе разворачивается процесс обесценивания чужих страданий. И если президент не вмешается в эту ситуацию, то вряд ли можно говорить серьезно о его будущей репутации как политика и государственного деятеля", - резюмировал глава Украинской ассоциации пленных.
Детальнее читайте в статье Инны Ведерниковой "В плену пиара. Вся правда про обмен" для ZN.UA.