UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правила безопасности: как не попасться телефонным мошенникам

Есть несколько популярных схем телефонного мошенничества.

Несмотря на войну в Украине продолжают орудовать мошенники. Одним из популярных видов обмана является телефонное мошенничество.

Читайте также: Мошенники предлагают украинцам получить фейковые виды помощи: как уберечь себя

Схем мошенничества по телефону довольно много, но большинство из них можно свести к нескольким типам, пишет "Минфин". Первый тип мошенничества, это попытка выведать данные банковской карты: ее номер, срок действия и CVV код. Мошенники сначала добиваются доверия, а потом под каким-то предлогом пытаются узнать конфиденциальную информацию. Рассчитывают, в основном, вызвать сильные эмоции жертвы и не дать ей время обдумать ситуацию, торопят.

Второй тип мошенничества — попытка заставить вас перезвонить по платному номеру телефона. Расчет здесь на невнимательность и, опять-таки, эмоции.

В обоих случаях, чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников следует "проиграть в уме" такую ситуацию и смоделировать свое поведение в таком случае. Чаще всего, самым правильным вариантом будет просто не делать то, что вас просят сделать. Ниже приведены другие популярные схемы мошенничества и советы, которые помогут избежать обмана.

СМС о списании средств из банка

Вам приходит СМС сообщение или сообщение в какой-то мессенджер (чаще всего Viber) о том, что с вашего счета сейчас будет списана крупная сумма денег. В конце номер телефона для связи. Мошенники рассчитывают, что жертва тут же примется звонить по этому номеру. Номер оказывается платным.

Как действовать:

Звонок от сотрудников службы безопасности

Вам звонит неизвестный человек и уверенным и строгим голосом, представляется сотрудником службы безопасности банка, иногда даже, начальником службы безопасности.

Далее следует какая-то история связанная с тем, что ваш счет заблокирован или с него пытаются списать все деньги и нужно подтвердить личность. Для этого просят назвать данные вашей банковской карты. Для усиления доверия сначала могут прислать сообщение в мессенеджер или SMS о предотвращении мошенничества и просьбой ждать, когда с вами свяжутся.

Мошенники рассчитывают на эффект неожиданности. Вы услышав о возможности потерять все свои деньги попытаетесь тому помешать и расскажете "службе безопасности" то, что они просят. Иногда мошенники не знают, клиентом какого банка вы являетесь, и не называют никакого названия, иногда, пытаются угадать называя самые популярные, например у многих есть карты "Приватбанка", поэтому шансы "попасть в цель" высоки.

Как действовать:

Просьба прислать код подтверждения

Все, как и в предыдущем случае, только вас не просят разглашать данные по карте, а всего-лишь прислать код подтверждения на определенный номер. Кажется, что никакой опасности нет, но это не так.

Это означает что у злоумышленников уже есть данные по вашей карте и теперь им нужен только СМС-пароль для того, чтобы подтвердить списание денег с вашего счета. SMS-пароль, он же one OTP-пароль (one time password) — это способ подтверждения действия который доказывает, что его совершаете именно вы.

Этот код приходит на ваш телефон, мошенники требуют назвать его и если вы соглашаетесь, вводят его подтверждая списание средств. Банк считает, что действие подтвердили именно вы.

Кстати, злоумышленник может представится сотрудником оператора мобильной связи, но озвучить ту же просьбу — назвать код подтверждения который придет на ваш номер, способ мошенничества при этом остается прежним.

Как действовать:

Звонят и сбрасывают

Очень распространенный схема мошенничества по телефону. Очень простой и поэтому очень действенный. Вам звонят с неизвестного номера и сбрасывают. Иногда среди ночи, иногда рано утром. Мошенники рассчитывают, что вы перезвоните. Конечно, номер окажется платным.

Как действовать:

Просто не звоните на неизвестные номера. Если кто-то жаждет вам позвонить, он это сделает сам. Если ваше любопытство не позволяет просто проигнорировать такой звонок, введите этот номер в поисковую строку Google, если он принадлежит какой-то организации, вы сразу это поймете, если мошенникам — скорее всего такой номер уже попадет в какой-то "черный список".

Звонят и просят набрать на телефоне комбинацию

Злоумышленник может представится сотрудником вашего телефонного оператора попросить набрать на телефоне определенную комбинацию из цифр. Предлог может быть любым от отключения случайно подключенной услуги до проверки качества связи.

Расчет на то, что вы ничего не заподозрите, ведь не нужно разглашать ничего секретного, нужно просто ввести те цифры, которые просят.

На самом деле вас просят ввести комбинацию, которая означает перевод денег на другой номер телефона.

Например, для Киевстар: *124*990*380675555555#. Здесь *124 — означает команду перевода денег. 990 — сумму перевода 380675555555 — номер на который нужно перевести средства.

Для Vodafon: *150*380504444444*990#. Здесь *150 — команда для перевода денег. 380504444444 — номер телефона на который нужно перевести ваши деньги, 990 — сумму.

Для Lifecell: *111*380633333333*990#. Здесь *111 — команда для перевода денег. 3805033333333 — номер телефона для перевода, а 990 — сумму транзакции.

Как видите, визуально можно догадаться о наличии номера телефона в коде, но "на слух" мало кто способен понять смысл вводимой команды, если ранее ею не пользовался. На это и рассчитывают телефонные мошенники.

Как действовать:

Лучше всего, игнорировать подобные просьбы. Если вы сомневаетесь и рассказанная история вам кажется правдоподобной, вешайте трубку и просто перезвоните на горячую линию вашего оператора и поинтересуйтесь, стоит ли вводить какие-то цифры. Со 100% вероятностью вам скажут, что никаких работ они не проводят и вводить ничего не нужно.

"Кража" SIM карты

Так как для большинства операций с банковскими счетами используется СМС-подтверждение. Мошенники могут попытаться "украсть" ваш номер телефона и с его помощью списать деньги с вашего счета.

Злоумышленник обращается к вашему мобильному оператору и сообщает о том, что ему нужно восстановить заблокированную или утерянную sim-карту. Обычно для этого нужно назвать несколько номеров телефонов на которые звонил владелец.

Далее уже с помощью новой карты, но со старым финансовым номером, производится списание средств жертвы. Срабатывает схема только в случае абонентов предоплаченных тарифных планов. С контрактными абонентами такой "трюк" не проходит.

Как действовать:

Зарегистрируйте номер своего мобильного на свое имя. Это несложно сделать, и это обезопасит вас раз и навсегда именно от этой схемы мошенничества. Это можно сделать в любом официальном магазине вашего оператора.

Акции и бонусы

Мошенники могут представиться сотрудниками магазина или просто прислать сообщение о том, что вы накопили какой-то количество бонусов и их срочно нужно потратить, иначе они "сгорят". Как вариант, могут сообщить, что вы выиграли приз, но получит его можно только купив за символическую 1 гривну.

Не нужно ничего вводить или раскрывать какую-то информацию. Просто перейти по ссылке на сайт магазина и рассчитаться там своими бонусами. Рассчитывают, как обычно, на эмоции от "удачного предложения".

Таким способом вас пытаются заманить на поддельный сайт и заставить ввести данные своей карты во время покупки. Конечно, никаких товаров или призов вы не получите. А вот киберпреступники получат данные вашей карты и тут же снимут с нее деньги.

Как действовать:

Звонок из полиции

Мошенники любят представляться сотрудниками правоохранительных органов или других служб, которым население доверяет или боится. Это может быть полиция, налоговая, прокуратура, любая структура. Вас могут обвинить в преступлении, которого вы не совершали или посулить любые другие неприятности. Могут намекнуть, что перепутали вас с другим человеком и нужно просто подтвердить свою личность.

Зачем это нужно? Чем больше знают о вас преступники, тем проще им разработать схему мошенничества. Даже имя и фамилия  это уже большой задел для дальнейших схем.

Как действовать:

Чтобы не попасться в лапы телефонных мошенников помните простые правила:

Почему мошенничество так распространено во время войны и как себя защитить в такое время, читайте в материале психолога Горячей линии поддержки Украинского ветеранского фонда Надежды Карпович «Злоупотребление и война» на ZN.UA.