Из-за полномасштабной войны десятки тысяч украинцев вынуждены были покинуть или потеряли свои дома и после войны будут нуждаться в новом жилье. В начале июля офис президента Украины представил Fast recovery plan – проект строительства жилья для ВПЛ.
В чем же нуждаются украинцы и что предлагают застройщики? Разбирается заслуженный архитектор Украины Владимир Шевченко в статье «Строительство жилья для переселенцев. Что мы проектируем и для кого?».
Все здавния для переселенцев можно разделить на три группы:
Первая – это некапитальные постройки для временного проживания. Контейнеры, палатки, пневматические сооружения.
Вторая – капитальные сооружения для временного проживания. Сдаваемое в аренду жилье без права приватизации, принадлежащее государству или местным громадам. Это жилые дома социальной категории или семейные общежития.
Третья – капитальные сооружения для постоянного проживания, попадающие в частную собственность жителей по определенным финансовым механизмам.
Вторая и третья группы домов могут быть как многоэтажными, так и малоэтажными одноквартирными.
Представленная программа направлена на строительство только жилья второй группы в многоквартирном варианте.
«Рассматривая иногда появляющиеся в Сети предложения, можно решить, что столичные архитекторы проектируют жилье для хипстеров в пригороде Киева, где хорошо работают инженерные коммуникации и развита социальная инфраструктура», - комментирует Шевченко.
Во главу угла поставлено желание максимально плотно застроить ограниченный участок жильем средней этажности и сделать дизайнерские фасады. Качество квартир вызывает вопросы.
«Захотят ли многодетные семьи жить в домах без солнечного света, с длинными транзитными коридорами, выгуливать детей в тюремных двориках, не соответствующих нормам противопожарной безопасности? Это касается не только ВПЛ, но и военных и бюджетников, которые заселятся в этих квартирах. Может, у них нужно спросить, представляя проекты, какое жилье им нужно на краткосрочную и долгосрочную перспективу?», – задается вопросом автор.
Граждане имеют право знать типологию зданий, их функциональные, экологические, экономические характеристики, отмечает архитектор. К примеру, будут ли в этих домах лифты.
Указанная в программе пятиэтажная застройка их наличие не предполагает как экономически необоснованное. Такие дома, согласно санитарным нормам, должны размещаться с ориентацией на север-юг, что приведет к однотипным решениям по всей стране. Постройка же секционного жилья с лифтами заставит строить девятиэтажки, что не соответствует заявленной программе.
Не менее важно, будет ли в них запроектирована социальная инфраструктура. Например, сколько квартир будет проектироваться для людей с ограниченными возможностями, учитывая большое количество раненых, которые останутся инвалидами в результате войны. Также нужно учитывать, что кроме переселенцев, в эти дома будут заселять военных и бюджетников. Социальная инфраструктура для этих групп населения разная.
Шевченко напоминает об историческом опыте ряда стран, которые в 60-е годы строили дома с социальным жильем, которые не учитывали некоторые аспекты жизни людей, и стали фактически гетто для жителей. В конце концов, властям пришлось демонтировать их.
«У нас нет права на эксперименты над людьми, чье положение крайне затруднительно, мы обязаны показать сотням тысяч вынужденных беженцев, находящихся за границей, что их ждет жилье не хуже, чем в местах их нынешнего проживания», - объясняет автор.
Шевченко предостерегает: если руководствоваться логикой «пусть будут благодарны за то, что дают», можно повторить эксперимент со строительством «хрущевок», решивших неотложные проблемы крыши над головой для тысяч семей, но сформировавших депрессивные жилые районы, которые урбанисты предлагают массово сносить.
По его мнению, стоит уделить внимание строительству жилых домов, входящих в третью группу. Перспективно развитие проектов усадебного и сблокированного малоэтажного жилья, с предоставлением владельцам земельных участков, которые возвращаются из эвакуации или с войны, льготной ипотеки.
«Такие дома, построенные по современным проектам, меньше зависят от централизованных инженерных сетей и дают жителям больше возможностей защититься от военных угроз и природных катаклизмов», - объясняет автор.
Эти здания решают проблему восстановления небольших населенных пунктов, которые застраивались усадебным жильем еще в советские времена. Здания из некачественных материалов и с удобствами во дворе вряд ли удовлетворят требования людей ХХІ века.
«В условиях ограниченных ресурсов и большого количества свободных рабочих рук это направление работ по восстановлению страны может оказаться на определенный период основным. Но указанная тема требует отдельного профессионального разговора», - отмечает архитектор.
Очевидно, что до зимних холодов построить запланированное невозможно. Но до осени следующего года есть время, чтобы устранить недостатки и составить сбалансированное задание на проектирование, отвечающее экономическим возможностям страны и мечтам людей о достойном жилье. При этом такой проект нуждается в прозрачности.
«Пока информации о проектных коллективах, задачах на проектирование и проектах в публичном пространстве нет, возникает привычный хайп в соцсетях, что явно тормозит работу и порождает теории заговора», - резюмирует Шевченко.
Следует констатировать, что все озвученные властью проекты будущего восстановления разрушенной Украины остаются на бумаге. В то же время, именно сейчас, в момент пока нереализованных планов восстановления, закладываются законодательные, управленческие и финансовые механизмы этого процесса. И оставлять их без присмотра, с учетом наличия в стране чрезвычайно мощного строительного лобби, никак нельзя.