UA / RU
Поддержать ZN.ua

После 24 февраля насильственные исчезновения украинцев на оккупированных территориях стали массовыми – правозащитники

Правозащитники отметили, что Россия использует насильственные исчезновения как метод ведения войны.

После полномасштабного вторжения в Украину РФ начала массово похищать украинских граждан на оккупированных территориях, применяя при этом к людям пытки, местами и казни. Запугивать и подавлять сопротивление украинцев с помощью насильственных исчезновений страна-агрессорка начала еще в 2014 году, когда оккупировала Крым. Позже такая практика стала распространена на территории так «называемых ЛДНР», однако после 24 февраля насильственные исчезновения стали массовым явлением, заявила глава Центра прав человека ZMINA Татьяна Печончик во время онлайн-конференции 30 августа к Международному дню жертв насильственных исчезновений.

Так, за полгода полномасштабной войны ZMINA зафиксировала не менее 311 случаев насильственных исчезновений на оккупированных Россией украинских территориях. Из них удалось освободить 181 человека. Еще 118 считаются пропавшими без вести или находятся в плену.

Пострадавшие – это активные члены местных громад, включая представителей органов местного самоуправления, журналистов, волонтеров, педагогов, религиозных и культурных деятелей и активистов. Оккупанты похищают тех, кто согласен с оккупацией, или членов их семей.

«Мы с уверенностью можем утверждать, что в зоне особого риска насильственных исчезновений находятся активисты и волонтеры, должностные лица местного самоуправления, педагоги и другие люди, активно проявляющие свою позицию. На сегодняшний день мы зафиксировали по меньшей мере 127 случаев похищений активистов и волонтеров, 98 похищений чиновников местного самоуправления и 28 педагогов», – отметила исследовательница ZMINA Надежда Добрянская.

Она также добавила, что 12 человек были замучены или убиты в плену или умерли после освобождения, потому что не смогли пережить пыток. Добрянская отметила, что из тех данных, которые задокументировала ZMINA, больше всего пропавших украинцев зафиксировано на оккупированных территориях юга Украины:

На оккупированных территориях Харьковской области известно о 27 насильственных исчезновениях.

«В то же время информации с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей мало из-за активных боевых действий и проблем со связью. Поэтому наши подсчеты включают 45 насильственных исчезновений в Донецкой области и 2 случая в Луганской области, хотя понятно, что за неимением информации из оккупированного Мариуполя эти цифры могут быть намного выше», – добавила Добрянская.

Кроме того, по данным правозащитников, РФ часто похищает родственников украинских военных, ветеранов, представителей правоохранительных органов, местных бизнесменов и других людей. В частности, в течение 2014-2021 годов организация «КрымSOS» зафиксировала 44 случая насильственных исчезновений в оккупированном Крыму, 15 из них – люди, чья судьба и местонахождение до сих пор неизвестны.

Глава правления «КрымSOS» Алексей Тильненко отметил, что на горячую линию организации по вопросам пленных и насильственных исчезновений на сегодня поступило более 1000 обращений.

По словам координатора Медийной инициативы по правам человека Татьяны Катриченко, Россия удерживает украинцев в оккупированном Крыму, в СИЗО Брянской, Белгородской, Курской, Ростовской, Рязанской областей. При этом враг часто удерживает гражданских наряду с военнослужащими и даже в одних камерах. Также многие украинцы содержатся на временно оккупированных территориях Украины.

Читайте также: Почти пол тысячи человек похитили в Запорожье, еще около двухсот – в заложниках

Катриченко объяснила, что оккупанты похищают украинцев по нескольким причинам:

В свою очередь уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец отметил, что после 24 февраля 2022 года только в Херсонской области зафиксировано 303 случая насильственных исчезновений. Из них 121 человека освободили, 1 человека убили, а судьба еще 181 человека остается неизвестной.

«Точное количество таких случаев пока в Украине подсчитать невозможно. С момента полномасштабного вторжения практика насильственных исчезновений стала одним из распространенных методов устрашения граждан на вновь оккупированных территориях. Насильственные исчезновения стали «визитной карточкой» российской политики в Чечне, начиная с 1999 года жертвами стали от трех до пяти тысяч человек. Это же и практиковала Российская Федерация все 8 лет на территории оккупированных Донецкой и Луганской областей, а также на Крымском полуострове», – отметил Лубинец.

Региональная консультантка Европы и Центральной Азии Всемирной организации против пыток Мария Квицинская объяснила разницу между насильственным исчезновением и исчезновением без вести: «Когда мы говорим о насильственных исчезновениях, речь идет именно о случаях, когда есть доказательства или веские основания полагать, что человека похитили российские солдаты и так далее. Такие исчезновения являются одним из самых серьезных нарушений международного права в области прав человека и международного гуманитарного права и могут быть признаны преступлением против человечности».

Она посоветовала семьям пропавших украинцев обращаться в Рабочую группу ООН по насильственным и недобровольным исчезновениям. В случаях, когда человека похитили из-за его правозащитной, журналистской деятельности или волонтерства, следует подавать дела Специальному докладчику ООН по положению правозащитников. Эти структуры должны с соответствующим запросом обращаться в Россию. Третий быстрый механизм – Международный Комитет Красного Креста.

«Все три механизма можно и нужно использовать одновременно. В более долгосрочной перспективе такие дела необходимо подавать в Международный уголовный суд и Комитеты ООН», – добавила представитель ОМСТ.

Читайте также: Федоров рассказал о репрессиях россиян в Мелитополе: "национализация" авто, похищение людей и мобилизация подростков

Ранее сообщалось, что в оккупированном Энергодаре россияне начали похищать учителей. По словам, городского головы Дмитрия Орлова, террор во временно оккупированном российскими войсками городе не только не прекращается, но и приобретает новые формы.