UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спор о порядке создания Нацагенства по качеству высшего образования породил конфликт интересов

Журналист ZN.UA выясняла, почему тормозится создание независимой структуры по контролю за высшим образованием.

Нынешний порядок создания Национального агентства по вопросам качества высшего образования (НАОКВО) порождает конфликт интересов между различными центрами влияния, скандалы вокруг нацагентства вспыхивают то и дело уже более двух лет. Поэтому назрела критическая необходимость пересмотреть подходы к его формированию, пишет Лидия Суржик в своей статье "Клетка для монстра. Национальное агентство по вопросам качества высшего образования (НАОКВО) предлагают "перезапустить"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

24 мая в парламентском профильном комитете рассмотрели проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании" в отношении Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (проект заместителя председателя парламентского комитета А.Спиваковского и других народных депутатов, реестр. №6393 от 18.04.2017).

Как заметил главный инициатор и соавтор законопроекта А.Спиваковский, проект № 6393 предлагает "новую философию формирования нацагентства". Нынешний порядок создания НАОКВО порождает конфликт интересов между различными центрами влияния, скандалы вокруг нацагентства вспыхивают то и дело уже более двух лет. Поэтому назрела критическая необходимость пересмотреть подходы к его формированию.

Собственно, МОН еще раньше проявило инициативу, и в марте на своем сайте вывесило для обсуждения проект изменений в Закон о высшем образовании, касавшихся НАОКВО. Самое существенное в МОНовском законопроекте, что вызвало бурную реакцию широкой общественности, - незавуалированная попытка легитимизировать бывшую командно-административную схему формирования нацагентства.

Законопроект, наработанный группой народных депутатов (под ним стоят подписи 33 человек), предусматривает принципиально иной механизм формирования НАОКВО. Так, его состав должен уменьшиться до 17 человек (ныне - 25). Вместо нынешнего квотно-представительского принципа формирования нацагентства предлагается конкурсный порядок избрания членов идентификационным комитетом. Предполагается продлить срок полномочий членов агентства с трех до четырех лет. Определены требования к лицам, которые могут быть членами агентства: гражданин Украины в возрасте от 18 до 65 лет, ученое звание и научная степень, стаж работы на научно-педагогических (научных) должностях не менее пяти лет (кроме представителей студенчества). Предлагается законодательно закрепить норму о том, что члены нацагентства осуществляют свои полномочия на постоянной основе. По мнению законотворцев, это позволит избежать конфликта интересов: ведь, работая параллельно в учебном заведении или научном учреждении, невозможно быть непредубежденным и независимым экспертом.

При обсуждении законопроекта было высказано много существенных замечаний и справедливых мнений.

На из основании автор делает вывод, что "все эти разговоры о перезапуске, перезагрузке - от лукавого. Никто - ни руководители МОН и их знаменитый куратор, ни инициатор и соавтор законопроекта А.Спиваковский - не заинтересованы в быстром запуске НАОКВО. По-настоящему независимого органа с широкими контрольными и экспертными полномочиями. Члены НАОКВО Храпатый и Бондарчук одновременно являются помощниками А.Спиваковского. В идентификационный комитет предлагается ввести представителей по представлению комитета по вопросам науки и образования ВР, то есть "своих". "Главное - не создать монстра, структуру над министерством", - вырвалось у одного нардепа. Законопроект 6393 - этакая клетка для монстра, каким представляется независимое агентство "небедным" ректорам и плагиаторам. Чтобы его обезвредить, либо же - приручить.