UA / RU
Поддержать ZN.ua

Полк «Азов»: ответы на самые распространенные на Западе вопросы о спецотряде Нацгвардии

Ответы подготовил Вячеслав Лихачев, являющийся историком, политическим аналитиком, членом Экспертного совета Центра гражданских свобод, руководителем Группы мониторинга прав национальных меньшинств и не только.

Из-за российских нарративов и пропаганды у иностранных журналистов и не только у них может возникнуть ошибочное мнение, что отдельный отряд специального назначения «Азов», входящий в состав Нацгвардии и защищающий сегодня от оккупантов Мариуполь, якобы так называемый «неонацистский полк». Что действительно никогда не соответствовало действительности. Историк и член Экспертного совета Центра гражданских свобод (ЦОС) Вячеслав Лихачев дал ответы на самые распространенные на Западе вопросы об «Азове», которые опубликовала глава правления ЦГС Александра Матвийчук.

Все ли участники полка неонацисты? Конечно, нет

Указано, что в рядах Нацгвардии, как и в ВСУ, вообще нет подразделений, созданных по идеологическому признаку.

«Единственная возможная идеология подразделения Национальной гвардии – это Дисциплинарный устав. В котором, кстати, зафиксирована обязанность «уважать права, честь и достоинство человека» и «воздерживаться от высказываний и действий, нарушающих права человека или унижающие честь и достоинство человека», – отметил Лихачев.

И хотя среди основателей и бойцов «Азова» с самого начала были люди с неонацистским бекграундом и ультраправыми взглядами, далеко не все основатели батальона имели такую предысторию. Например, одними из первых бойцов «Азова» была группа активистов «Автомайдана», среди которых было несколько этнических евреев и, по крайней мере, один гражданин Израиля.

Указано, что большинство ультраправых бойцов ушли из полка еще до конца 2014 года. Остальных праворадикалов, откровенно артикулировавших свои взгляды, сознательно «вычистило» новое командование полка, пришедшее в 2017 году.

Это парамилитарная или официальная структура?

«Азов» является отдельным отрядом спецназначения Национальной гвардии Украины, официальным господразделением в ведении Министерства внутренних дел. В то же время, в отличие от некоторых добровольческих подразделений, созданных в 2014 г., «Азов» никогда не был неофициальным отрядом. С начала создания он входил в структуру ВМС.

«Поэтому ошибка называть «Азов» militia на английском, как это до сих пор часто делают», – отметил историк.

Читайте также: “Допрашивали как мужчин, так и женщин. Раздевали, под лупой рассматривали каждый сантиметр кожи” - история насильственно депортированного из Мариуполя

Кто служит в «Азове»?

Желающие защищать Родину и ее народ, а также прошедшие конкурсный отбор. Как отметил Лихачев, желающих служить в полку много, поэтому Азов может позволить себе выбирать.

«В «Азове» проходили и проходят службу украинцы разного этнического происхождения (в том числе россияне, евреи, крымские татары и др.), религиозных и политических взглядов. Никаких ограничений в этом смысле нет. Как признаются руководители подразделения, большинство личного состава – русскоговорящие», – отметил историк.

Руководитель far-right партии «Национальный Корпус» глава «Азова»? Конечно, нет

Действующие военные в Украине вообще не могут быть членами политических партий.

Указано, что глава партии «Нацкорпус» Андрей Белецкий, действительно причастный к созданию подразделения и считается его основателем, возглавлял «Азов» всего несколько месяцев. После этого он вернулся в политическую деятельность.

«Конечно, он поддерживал (и поддерживает) определенную связь с собственным «детищем», собирал средства на лечение и реабилитацию раненых бойцов, активно привлекал бывших собратьев к собственным политическим проектам или коммерческим структурам (прежде всего, частным охранным предприятиям), но с октября 2014 года он вообще не имеет формального отношения к подразделению», – отметил Лихачев.

Национальная Дружина – часть полка «Азов»? Нет

Национальная Дружина – это общественная организация, которая почти два года не является активной. К полку Нацгвардии она никакого прямого отношения не имела.

Правда, Нацдружинников возглавлял Игорь Михайленко, который был преемником Андрея Белецкого в должности командира полка.

Полк «Азов» – боевое крыло «Национального Корпуса»? Конечно, нет

Прямого отношения к полку политическая партия не имеет. Полк существует отдельно от партии не только формально, но и по существу. ВСУ и Нацгвардия – вне политики.

В то же время историк добавил, что создание «Азова» – это то, чем Андрей Белецкий гордится больше всего. Именно участие в АТО, освобождение тогда Мариуполя и успешный пиар полка сделали Белецкого известным и популярным, обеспечили избрание в парламент и присутствие в медиа.

Поэтому Белецкий пытается эксплуатировать торговую марку Азова в политической жизни. Первый его политический проект по возвращении в общественную жизнь в октябре 2014 года даже назывался Гражданский корпус «Азов». Белецкий с удовольствием вовлекает ветеранов полка в членство в партии «Национальный корпус», а совокупность общественных организаций вокруг партии называет «азовским движением». Некоторые неформальные связи продолжают поддерживаться. Но речь идет скорее о публичной легитимации и конвертации определенного социального капитала, заработанного в АТО, в политический», – отметил Лихачев.

Читайте также: Оккупанты вывезли из Мариуполя почти 40 тысяч жителей — городской голова

Там служат ультраправые из Европы/США? Нет

Иностранцы вообще не могут служить в рядах Национальной гвардии, в отличие от Вооруженных Сил Украины.

Лихачев отметили, что в 2014 году, когда в «Азове» далеко не все формальности придерживались, в его составе действительно де-факто находились иностранцы. «Азов» был заинтересован в людях с опытом службы в западных армиях.

«Собственно, к «Азову» тянулись иностранцы, которых привлекал ультраправый имидж подразделения. В 2014 году значение также имели личные связи. Среди учредителей «Азова» влиятельной была группа активистов с ультраправым бэкграундом, на которых ориентировались в том числе зарубежные единомышленники. Однако за 8 лет многое изменилось. Иностранцев, тем более из западных стран уже несколько лет в «Азове» нет, ни одного. За последние годы несколько раз авантюристически настроенные западные ультраправые пытались устроиться в ряды полка. В лучшем случае им пришлось определенное время наслаждаться дешевым и качественным украинским пивом и возвращаться домой, в худшем – наиболее упорных и радикально настроенных СБУ пришлось выдворять из страны», – добавил историк.

Считается ли организация экстремистской?

«Экстремистской организацией» полк «Азов» называет Россия, которая 24 февраля начала полномасштабное вторжение в Украину. К примеру, в РФ «экстремистами» также считаются Facebook и Instagram.

«Правда можно вспомнить, что несколько лет назад в Соединенных Штатах обсуждалась инициатива признания «Азова» зарубежной террористической организацией», – отметил член Экспертного совета ЦОС.

Однако инициаторы, руководствовавшиеся созданным СМИ образом, даже не понимали, что речь идет об отряде государственного органа, а не о неформальной парамилитарной группе. После разъяснения об этой инициативе забыли, а первой группой «белых супремасистов», внесенной в перечень террористических, стало «Русское имперское движение».

Члены организации участники военных преступлений?

«Только суд определяет, является ли человек преступником. Однако в том, что касается военных преступлений, совершенных в ходе вооруженного конфликта, все сложнее. Даже Владимир Путин и Сергей Шойгу не признаны военными преступниками, по крайней мере, пока. Если переформулировать вопрос «есть ли достоверные основания предполагать, что бойцы Азова могут подозреваться в совершении военных преступлений», то ответ будет утвердительным», – заявил Лихачев.

Историк указал, что есть основания полагать, что некоторые бойцы в 2014 году нарушали законы и обычаи войны в отношении гражданских лиц. Однако, как отметил член Экспертного совета ЦОС, такие случаи не носили системного характера, а лица, вероятно совершавшие преступления, оставили ряды подразделения в 2015 году.

«Кроме того, следует добавить, что есть основания утверждать, что спорадическое нарушение законов и обычаев войны в 2014 году имело место почти в любом подразделении… Тем не менее, объем нарушений не выдерживает сравнения с кровавым беззаконием со стороны пророссийских вооруженных формирований на временно оккупированной территории», – добавил Лихачев.

Читайте также: Враг сбрасывает на Мариуполь бомбы каждые 15 минут – "Азов"

«Азов» выступает за «чистоту белой расы»? Нет, никогда

Член Экспертного совета ЦОС отметил, что за это не выступает даже политическая партия «Национальный корпус». Андрей Билецкий лично допускал расистские высказывания в 2006 - 2010 годах. Однако даже в неформальном общении никаких подобных высказываний от него не было зафиксировано по меньшей мере с начала 2014 года.

«Азов» проводит факельные шествия?

«Никогда не задавал себе такой вопрос – так же, как и вопрос, играет ли «Азов» в пинг-понг. Не уверен, что на это действительно следует обращать внимание. Это никак не характеризует ни деятельность, ни характер идеологии», – отметил историк.

Например, в Осло факельным шествием вспоминали жертв теракта белого супремасиста Андерса Брейвика. В Москве факельным шествием отмечают победу над нацизмом. Факельное шествие практикуют общество Красного креста в Италии и военные в Германии, практиковали советские коммунисты и пионеры, в конце концов.

«Азов» глорифицирует нацистскую идеологию?

«Мы презираем нацизм и сталинизм», утверждается в одном из последних постов в официальном телеграмм-канале подразделения (от 28 марта). Кстати, на русском», – отметил Лихачев.

Азовцы совершают военные преступления в Мариуполе (как история о 2014 году, так и с 24 февраля отдельно)?

Как отмечалось выше, отдельные случаи с определенной вероятностью могли иметь место. Однако, как отметил член Экспертного совета ЦОС, такие проявления никак не носили (и не носят) системный характер. Мониторинговая миссия ООН по правам человека, присутствовавшая в Мариуполе до конца февраля 2022 г. и продолжающая работать в Донецке, таких случаев вообще не зафиксировала.

«Убедительные доказательства таких преступлений не предоставила даже российская сторона. Впрочем, какие-либо гипотетически возможные нарушения со стороны «Азова», защищающей мирных жителей от агрессора, даже теоретически не могут идти ни в какое сравнение с авиаударами по роддому или драматическому театру, в котором скрывались женщины и дети. На фоне стертого с лица земли города с 400-тысячным довоенным населением никакие российские обвинения защитников Мариуполя вообще не заслуживают даже упоминания», – отметили Лихачев.

Ответы на самые распространенные вопросы подготовил Вячеслав Лихачев - израильтянин родом из России. Историк, политический аналитик. Член Экспертного совета Центра гражданских свобод. Руководитель Группы мониторинга прав национальных меньшинств. В течение пятнадцати лет руководит программой мониторинга преступлений на почве ненависти в Украине. Более двадцати лет изучает ксенофобию и ультраправые движения на постсоветском пространстве. Автор книг «Нацизм в России», «Правый экстремизм в Украине: феномен «Свободы», исследовательских докладов «Правые радикалы с обеих сторон российско-украинского конфликта» [The Far Right in the Conflict between Russia and Ukraine], «Праворадикальный экстремизм как угроза украинской демократии» [Far-right Extremism as a Threat to Ukrainian Democracy] и другие. Активно занимался вопросами сохранения еврейского историко-культурного наследия. Основатель Музея истории и культуры евреев Буковины (Черновцы). Работал в Музее истории Холокоста в израильском Национальном мемориале памяти жертв Катастрофы и героизма Яд ва-Шем (Иерусалим). Преподавал в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета и в Национальном университете «Киево-Могилянская академия».

Читайте также: Полк "Азов" обратился к россиянам: "Хотим пожелать свергнуть то правительство, которое посылает своих сыновей на верную смерть"

Ранее Центр противодействия дезинформации при СНБО сообщил, что у немецких медиа появилась тревожная тенденция распространения ложных российских нарративов в отношении украинского полка «Азов». В частности, в немецких СМИ «Азов» начали называть «наци-батальоном», как это делают оккупанты.