UA / RU
Поддержать ZN.ua

Politico: Членство Украины изменит ЕС с первого же дня, как именно?

Не только Киеву нужно готовиться ко вступлению в ЕС, и в Брюсселе это стали понимать.

Это будет момент, за который украинцы сражались и умирали. Президент Украины Владимир Зеленский поднимется по красной дорожке в брюссельском здании «Европа», чтобы принять участие в своем первом заседании Европейского совета – форума, где лидеры Европейского Союза обсуждают самые сложные проблемы организации.

Конечно, он бывал здесь и раньше, одетый в свой оливково-зеленый свитшот в знак солидарности с украинскими солдатами, воюющими в окопах, когда его глаза выдавали усталость от управления страной во времена изнурительной войны. Но в тот день Зеленский будет одет в идеально сшитый черный костюм, безупречно белую рубашку и черный галстук. Он чисто выбрит, явно хорошо выспался, а в его глазах заметен блеск.

Зеленский будет шагать по красной дорожке атриума не как гость, похожий на прошедшую войну рок-звезду, а как лидер полноправного члена ЕС. «Слава Украине», - скажет он, останавившись, чтобы обратиться к телекамерам. Затем, подмигнув, добавит: «Слава Европейскому Союзу».

«Еще слишком рано говорить о том, когда – или даже если – Украина присоединится к ЕС. Сегодня Еврокомиссия проинформирует министров иностранных дел ЕС в Стокгольме о состоянии дел в Украине перед тем, как лидеры стран-участниц в декабре примут решение по поводу следующих шагов в переговорах о вступлении Украины и Молдовы. Список реформ, которые должен провести Киев, длинный и хорошо задокументирован. Менее изученным остается вопрос о том, как ЕС должен измениться, чтобы принять разрушенную войной страну с более чем 40 миллионами людей, рисковавших своей жизнью, чтобы стать частью блока», - пишет Politico.

Чтобы ответить на этот вопрос, журналисты издания поговорили с европейскими и национальными чиновниками, нынешними и бывшими европейскими дипломатами, украинскими чиновниками и аналитиками в сфере политики и безопасности, включая некоторых из главных игроков, которые продвигают украинское вступление в ЕС.

Создается впечатление, что чиновники как в союзе, так и в Украине уже работают над этим вопросом. И консенсус по этому вопросу растет: если Украина хочет присоединиться к ЕС, то сам ЕС сначала должен измениться.

Читайте также: Шольц рассказал, какой видит Украину будущего: "Вступление в ЕС — одно из самых последовательных геополитических решений нашего времени"

«Если взять ЕС таким, какой он сейчас... Евросоюз просто не может на самом деле поглотить Украину», - сказал бывший посол Франции Жерар Аро, суммируя распространенную точку зрения.

Фундаментальное изменение

Звезды флага ЕС развевались над украинскими протестующими на улицах во время Революции Достоинства 2014 года и сопровождали украинских солдат в окопах. Полномасштабное вторжение России вывело моральный аргумент в пользу членства Украины в ЕС на первое место в повестке дня Брюсселя. Теперь лидеры блока начинают бороться с взятыми на себя обязательствами.

«Если к нам присоединится ряд стран: Украина, Молдова, а после этого начнется и дискуссия по поводу Западных Балкан, – некоторые вещи фундаментально изменятся», – заявил премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо.

Вступление Украины стало бы моментом, не похожим ни на один другой в истории ЕС. Конечно же, блок приветствовал новых членов. Наибольшее расширение произошло в 2004 году, когда к нему присоединились 10 стран. Но на этот раз ЕС примет страну, опустошенную войной, с населением примерно как в Испании и с большей территорией, чем у любого другого члена.

Процесс принятия решений между тремя ключевыми институтами объединения: Еврокомиссией, Советом ЕС и Европейским Парламентом уже стал одной из самых сложных машин в мире. Присоединение такого члена, как Украина, не сделает ее проще.

«Если бы Киев присоединился завтра, он теоретически получил бы пропорциональные позиции в европейских институциях: собственного еврокомиссара, а по количеству мест в Европарламенте был бы где-нибудь между Варшавой с 52 местами и Мадридом с 59. В Совете ЕС Украина, как и Польша, имела бы близко 9% голосов», – объясняет Politico.

Читайте также: Социологи рассказали, сколько украинцев проголосовали бы за вступление в ЕС и НАТО на референдуме

Возникли бы институциональные проблемы. Европарламент превысил свой лимит в 751 европейского законодателя. Поэтому этот лимит пришлось бы отменить или другие страны ЕС должны уступить часть своих, что трудно представить. Еще важнее, что расширение рискует сделать медленный европейский процесс принятия решений еще более громоздким.

«Сегодня это уже сложно. Представьте, как искать компромиссы с 30 или даже 35 странами? Мало того, что за столом будет больше стран, они также будут более разнообразными и с разными национальными интересами», – сказал Politico неназванный европейский чиновник.

Введение Украины и других стран дает возможность для институциональных изменений, считает профессор европейской политики в Левенском католическом университете Стивен Ван Хекке.

«С политической точки зрения, я не вижу вступления Украины без новых институциональных изменений», – сказал он.

В январе Бельгия возьмет на себя председательство в Совете ЕС, что возложит на него ответственность за координацию политических решений блока в решающий период перед выборами в Европейский парламент в июне 2024 года. Де Кроо уже приступил к мобилизации поддержки усилий по подготовке ЕС к членству Украины.

«Эти дискуссии займут определенное время. Мы должны начать готовиться к ним, чтобы быть готовыми, когда страны-кандидаты также будут готовы», – пояснил он.

Бельгийский премьер-министр хочет сосредоточиться на опыте принятия стран Центральной и Восточной Европы. Внезапное включение новых членов дестабилизировало баланс сил в блоке, когда приток менее богатых рабочих разжег массовое недовольство политикой ЕС. Особенно это было заметно в Великобритании. Расширение также заложило основу для институциональных конфликтов, таких как борьба Польши и Венгрии с Брюсселем из-за вопроса верховенства права.

«В некотором смысле, мы все еще немного боремся с последствиями того периода. Поэтому мы должны убедиться, что на этот раз мы сами проделали свою домашнюю работу», – сказал Де Кроо.

Аграрная политика и бюджет

Если и был какой-то момент осознания будущего вызова, то, очевидно, он произошел 23 мая на корабле, следовавшем по португальской реке Дору. Там государственный секретарь Португалии по делам ЕС Тиагу Антунеш принимал своих коллег из Испании, Франции, Ирландии, Бельгии, Нидерландов и Дании на первой встрече так называемой Атлантической группы - неформального объединения стран-членов ЕС с атлантическим побережьем.

Читайте также: The Telegraph: Украина не сможет быстро вступить в ЕС по одной объективной причине

На борту стального трехмачтового парусника NRP Sagres разговор быстро перешел к обсуждению темы потенциального членства Украины.

«Существовало общее понимание того, что мы должны рассмотреть эту тему. В течение месяцев или даже недель до того момента такого понимания не было», – сказал Антунеш.

Во время встречи несколько высокопоставленных чиновников выразили обеспокоенность по поводу того, что вступление бывшей житницы СССР будет означать для аграрной политики ЕС. Украинское зерно уже вызвало споры в объединении, поскольку страны спорили о том, продолжать ли беспошлинный статус для импорта, предоставленный в знак солидарности.

«Что произойдет, когда Украина присоединится к единому рынку ЕС? Более того, восточные страны больше не смогут блокировать зерно, Украина также станет крупнейшим бенефициаром сельскохозяйственных субсидий ЕС. Как польское правительство объяснит это своим фермерам?», – спросил один из дипломатов ЕС.

Если бы Украина завтра получила членство, она могла бы претендовать на большую часть от 386 миллиардов евро Совместной аграрной политики, которая распределяется между странами в соответствии с площадью пахотной земли. Площадь украинских сельскохозяйственных земель больше всей Италии. А средняя ферма простирается на 1000 гектаров по сравнению с 16 гектарами в ЕС.

«Это означало бы фактически конец Совместной аграрной политики», - сказал Аро.

Бывший посол Франции прогнозирует необходимые изменения и, как следствие, неизбежны политические распри.

Читайте также: В Словакии запретили украинское зерно и рекомендовали странам Евросоюза сделать то же самое

«Когда мы говорим о «реформе» Совместной аграрной политики, это, как правило, означает, что фермерам будут давать меньше денег», – объяснил Аро.

Даже малейшие изменения в агрополитике ЕС могут вызвать волну фермерских протестов по всей Европе.

«Невозможно оценить влияние на Совместную аграрную политику до политического результата переговоров о вступлении», – сказал изданию представитель Еврокомиссии.

Стоимость восстановления

Существует также более широкий экономический нюанс. Суммы, необходимые для восстановления Украины, умопомрачительны. В марте Киевская школа экономики заявила, что ущерб, нанесенный только украинской инфраструктуре, составляет 143,8 миллиарда долларов. После вступления в ЕС разрушенная войной страна будет иметь один из самых маленьких ВВП в объединении.

В дополнение к любым специальным усилиям, направленным на помощь Украине в восстановлении, членство в ЕС создаст значительную нагрузку на политику выравнивания, то есть процесс, предусматривающий переток финансов от более богатых регионов к более бедным с целью создать более равные условия в странах Европы. Вступление Украины превратит некоторые регионы из нетто-бенефициаров в нетто-доноров.

«Вопрос в том, кто за это заплатит, каким будет взнос? На решение всех этих вопросов нужны годы, иногда десятилетия», – сказал один высокопоставленный чиновник ЕС.

Поэтому маловероятно, что Киеву разрешат вступить без определенной реформы политики выравнивания ЕС, на которую приходится около трети бюджета блока. Эти дебаты уже сейчас готовятся группой специалистов высокого уровня и должны вспыхнуть в преддверии следующего бюджетного цикла, который продлится с 2027 по 2032 год.

Среди предложений – усиление связи между фондами ЕС и структурными и экономическими реформами, как это было сделано с деньгами на восстановление после пандемии. Критики политики выравнивания ЕС регулярно жалуются на то, что часть средств идет в состоятельные страны. Если денег не хватает, зачем продолжать финансировать страны, которые сами могут оплачивать проекты?

Читайте также: Правительство ожидает членства в ЕС в течение двух лет

Спикер Еврокомиссии заявил, что, как и в случае с членством других стран ранее, ЕС в определенный момент «определит финансовые рамки будущего вступления, включая вопрос о том, какие переходные меры, такие как поэтапное использование средств ЕС, должны быть введены».

Восточный уклон

Существуют также геополитические соображения, поскольку принятие Украины неизбежно сместило бы центр тяжести ЕС на восток. После начала вторжения России восточные голоса, особенно в Польше и странах Балтии, определяют политику как никогда раньше. Предоставление Киеву места за столом переговоров придаст этому флангу блоку еще больший политический и институциональный вес.

«Когда Украина гипотетически в какой-то момент вступит в ЕС, истернизация союза, без сомнения, продолжится», – говорит Кай-Олаф Ланг из «Немецкого института международных отношений и безопасности».

Некоторые страны уже сопротивляются. Атлантическая группа была создана частично для того, чтобы рассматривать дискуссии «с точки зрения Запада», сказал Politico европейский чиновник. Германия уже сделала реформу системы голосования в Совете ЕС условием членства Украины. Требования к другим институциональным реформам непременно появятся.

«ЕС всегда удавалось двигаться вперед в сложные моменты. Сейчас снова пора действовать», - заявили недавно министры иностранных дел Германии, Бенилюкса, Румынии, Словении и Испании.

Читайте также: Совместная оборона, миграционная политика и расширение границ: Шольц выступил за реформирование ЕС

Киев прекрасно понимает, что страны, рискующие столкнуться с уменьшением финансирования или власти, не будут смотреть на потенциальное украинское членство в ЕС через розовые очки. Над всеми остальными вызовами будет нависать вопрос безопасности. Тяжелая война между Киевом и Москвой должна закончиться до того, как Украине разрешат присоединиться к ЕС. Но не исключено, что обе стороны будут продолжать претендовать на одну и ту же территорию или даже, что российские войска все еще будут держать в оккупации часть страны. Кипр с его нерешенным спором относительно севера острова станет прецедентом.

«Каким бы ни было состояние конфликта, членство Украины почти наверняка изменило бы политику безопасности ЕС, поскольку Киев присоединился бы к Варшаве, настаивая на крепких связях с США и НАТО», - говорится в статье.

Брюссель, когда-нибудь в будущем

Когда на брюссельский Парк дю Синквентер в квартале ЕС опустится ночь, Зеленский возьмет в руки дневник, который начал вести после окончания войны. Не отрекаясь от тщеславия, он не пропустил сравнения, которые некоторые сделали между ним и Уинстоном Черчиллем. Как и британский лидер, Зеленский захочет рассказать свою версию событий, а также свою роль в них.

Он напишет, что к этому дню был крут, поскольку всегда существовали институциональные и политические причины, чтобы держать его в зале ожидания дольше. Но актер, когда-то игравший президента на телевидении, никогда не терял веры. Его проза станет излишне поэтической, когда он будет описывать исторические моменты, начиная с бракосочетания Анны Ярославны, киевской княжны, с французским королем Генрихом I в Реймском соборе в 1051 году.

Читайте также: Зеленский: настало время для позитивного решения об открытии переговоров о членстве Украины в Евросоюзе

Украинский лидер, конечно, процитирует самого Черчилля. В 1946 году бывший премьер-министр Великобритании выступал за создание европейской семьи для обеспечения мира и процветания в регионе. Через 80 лет, после крупнейшего европейского конфликта со времен Второй мировой войны, континент снова становится сильнее, оправившись от разрушений, вызванных войной, - напишет Зеленский.