UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему территориальная оборона на самом деле не территориальна: эксперт назвал все проблемы Закона о ТрО

А использование на передовой ДФТГ чревато негативными последствиями для самой власти, потому что может привести к массовым дезертирствам, снижению морального духа и публичным обвинениям в адрес украинского военного командования.

В июле 2021 года был принят Закон Украины "Об основах национального сопротивления" (далее — Закон), который должен был вступить в силу с 01.01.2022 г. Тогда многим казалось, что мы наконец построим систему надежной масштабной защиты Украины. Однако изначально никто не мог понять, а какую же идею (концепцию) заложили законодатели в понятие "территориальная оборона". Об этом в своей статье для ZN.UA "ТрО нуждается в немедленной реформе" пишет экс-советник командующего сил ТрО ВСУ Виталий Куприй.

Он объясняет, что с одной стороны, в части 1 статьи 20 Закона заявляли о территориальном принципе ТрО (и это было бы логично), но часть 2 этой же статьи давала главнокомандующему ВСУ право нарушить указанный принцип. Призыв "Вступай в тероборону — защити свой дом, свою улицу, свой город!" стал неактуальным. Впоследствии это привело и приводит сейчас к серьезным проблемам.

"Закон содержит ссылку на Доктрину ТрО, которую в январе 2022 года утвердил Владимир Зеленский. Там должно быть четко определено, что такое территориальная оборона, для каких потребностей создается, будет ли она действовать по территориальному принципу, кто может формировать ТрО, как это будет делаться и пр., - объясняет эксперт. - Но ведь это как ставить телегу впереди лошади. Надо было поступать с точностью до наоборот. Президент Украины как Верховный главнокомандующий своим Указом сразу вводит предложенную военными доктрину и только потом вносит в Верховную Раду разработанный в соответствии с ней законопроект. Теперь в законодательстве возник хаос". 

Согласно Закону, территориальная оборона стала родом войск ВСУ, в военное время ее можно использовать не по территориальному принципу на любом направлении обороны, в том числе на передовых позициях, что вызывает вопрос: а зачем ее вообще было так называть?Куприй отметил, что еще с 2014 года среди специалистов военного дела велась дискуссия, которой должна была быть настоящая ТрО.

Одна из прогрессивных идей заключалась в том, чтопри формировании и использовании теробороны не стоит пренебрегать принципом территориальности. Разделить защитников на две части. Первая — военнообязанные, отвечающие требованиям по здоровью и возрасту, например, до 45 лет. Из них в первую очередь формировать Корпус резерва и во время особого периода (военного положения) мобилизовывать непосредственно в ВСУ. Тогда философия ТрО с принципом территориальности могла бы остаться, и ТрО формировалась бы из людей 45 лет и старше, которые не могут быть мобилизованы по состоянию здоровья или имеют другие предусмотренные законом основания не служить в ВСУ (трое и больше малолетних детей, инвалид на иждивении и т. п.). В таком случае их было бы запрещено бросать на передовые позиции, и эти люди сосредоточились бы на защите собственных громад.

"Тероборона, которая была бы сформирована по вышеуказанному принципу, по сути выполняла бы в своей громаде функции помощи полицейским, спасателям, органам государственной власти и местного самоуправления, - отмечает экс-советник командующего сил ТрО. - А сейчас в статье 3 Закона записано, что одна из задач ТРО — обеспечение условий для стратегического (оперативного) развертывания войск (сил) или их перегруппировки. Тем более что12 июня 2022 года вступила в силу норма, согласно которой на линию столкновения с врагом можно посылать не только тероборону ВСУ, но и ДФТГ (Добровольное формирование территориальной общины – ред.). Я считаю такую позицию неправильной".

Проблема в том, что ДФТГ — это не кадровое подразделение Вооруженных сил, а группа патриотически настроенных жителей громады, многие из которых — гражданские (могут быть врачами, научными сотрудниками, предпринимателями и т. п.), однако вызвались защищать свою громаду там, где не нужен опыт ведения боевых действий. В ДФТГ могут идти люди пенсионного возраста, те, кто по состоянию здоровья или по другим причинам (многодетные родители, ухаживают за инвалидом и т. п.) не могут быть мобилизованы. Абсолютное большинство ДФТГ, которых в настоящее время более 800, недостаточно обеспечены формой, бронежилетами и другими средствами защиты, аптечками. У большинства членов ДФТГ нет опыта обращения с каким-либо вооружением, кроме стрелкового оружия, из которого эти гражданские добровольцы выстреляли за время службы не более десятка патронов, отмечает автор.

"Если такие люди попадают в непосредственный контакт с врагом, в танковую атаку, под серьезный артобстрел или авиационные удары, у них может возникнуть паника или сильный психологический стресс, неадекватная реакция или полный ступор. Последствие этого — ранение или смерть. Ведь они не подготовлены надлежащим образом и/или недостаточно здоровы для того, чтобы сопротивляться вооруженному до зубов врагу", - объясняет Куприй.

Их использование на передовой будет иметь негативный эффект, когда матери и жены узнают о смертях и ранениях своих кормильцев и начнут выходить на акции протеста или выжившие получат такие психологические травмы, что не смогут в дальнейшем проходить военную службу. А это тоже может привести к массовому дезертирству, снижению морального духа и публичным обвинениям в адрес украинского военного командования.

"Поэтому считаю, что нельзя забирать в зону боевых действий добровольческие формирования территориальных громад, но в случае необходимости усилить ВСУ, можно на общих основаниях мобилизовать военнообязанных в Вооруженные силы через военкоматы, каждый из которых обладает всей необходимой информацией о членах ДФТГ", – подытожил автора.

Читайте также: Харьковские терробороновцы нанесли значительные потери россиянам - Синегубов

Больше материалов Виталия Куприя читайте по ссылке.