Мэры крупных городов оказались лидерами в борьбе с пандемией, которая разворачивается, и кризисом. В то время как центральная власть, на ходу меняя правительство и министров, критически опаздывала с реакциями, местная - обивала пороги губернаторов, резала бюджет и перекидывала деньги на медицинские программы. Исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан прокомментировал ZN.UA. ситуацию.
"Растиражированный миф, что у общин денег куры не клюют и инсинуации о поддержке бизнеса позволили лоббистам извратить часть предложений мунципалитетов, - заявил Александр Слобожан. - Проблемы снова начались в налоговом комитете ВР".
Как известно ранее по инициативе главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева под флагом борьбы с надвигающейся пандемией были внесены изменения в Налоговый кодекс. Слобожан сообщает, что всеобщая отмена платы за аренду земли и недвижимого имущества, освобождение от налогов всего бизнеса (включая аптечные и продуктове сети, получающие в период пандемии сверхприбыли), а также освобождение латифундистов от платы за аренду частных паев, - нанесли массированный удар по бюджетам местного самоуправления и простым людям.
Исполнительный директор АГУ добавляет, что ассоциация городов Украины, на тот момент уже добившаяся действенного контакта с губернаторами и правительством (мэров областных центров стали приглашать на селекторы с участием президента и глав ОГА), сразу отреагировала на политику ВРУ и внесла свои предложения.
"По состоянию на утро 27 марта рабочая группа народных депутатов со всех фракций в полном объеме поддержала предложения Ассоциации городов. Президент и премьер также были на нашей стороне, - уточнил Александр Слобожан. - Более того, на тот момент еще министр финансов Игорь Уманский сделал невозможное для сбалансирования бюджета. Проблемы снова начались в налоговом комитете ВР".
По словам Слобожана, суть предложения Ассоциации городов заключалась в справедливости и балансе.
"Дать возможность муниципалитетам самим регулировать местные налоги и сборы. Ведь есть бизнес, который успешно работает в условиях пандемии и получает надприбыли. Но он почему-то освобожден от налогов и что интересно только местных. Деньги на зарплаты бюджетникам, в первую очередь повышение для медиков в нынешних условиях, с воздуха не берутся. И все это прекрасно понимают", - объясняет глава ведомства.
Тем не менее, 27 марта, несмотря на протесты мэров, парламентом был принят половинчатый законопроект № 3275, который оставил в силе потери местных бюджетов по аренде земли и недвижимости за март, утвердив отсрочку на апрель. В отношении администрирования налогов - за местным самоуправлением оставили только поступления от единого налога и то в сторону уменьшения.
"Здесь логична реплика самых бдительных наблюдателей за процессом о том, что, вполне возможно, не отдавая администрирование налогов на места, даже ценой предстоящих экономических потерь и поглощения сильными бизнесами слабых, Зеленский интуитивно через парламент блокирует стремительно начавшийся процесс усиления регионов и из последних сил удерживает баланс власти в центре, Подкрепляя его неприкосновенностью статей на содержание армии и силовиков", – пишет автор статьи Инна Ведерникова.
Однако, по словам Слобожана, президент в этом вопросе полностью поддерживает местное самоуправление. Поэтому обозреватель уточняет: "Если даже гипотетически предположить, что это не президент, а как раз "мудрый" глава налогового комитета Гетманцев бдит интересы центра, то недавняя отставка министра финансов Игоря Уманского сводит на нет и эту версию. Глава налогового комитета, работая в тесной связке с главой ГНС Верлановым и главой ГТС Нефьодовым, бдит конечно. Но, похоже, совсем в другом месте".
"В этот кризис можно не сокращать расходы - достаточно поставить вменяемых глав налоговой и таможни, работающих на страну, а не лоббирующих интересы большого бизнеса", - этот месседж экс-министра финансов ни для кого в правительстве не был секретом. Сам Уманский уже дал на этот счет достаточно откровенное интервью, по сути, обвинив нового премьера в укрывательстве коррупции", – резюмировала автор статьи Инна Ведерникова.
"Тем не менее, следующим этапом для налаживания действенного государственного механизма борьбы с пандемией должно стать принятие пакета законодательных инициатив, предложенных местным самоуправлением, – уверен Слобожан. – Тут все будет зависеть от политической воли первых лиц страны и качественной их коммуникации с народными депутатами".
Ранее мэр Киева Виталий Кличко заявил, что на правительственном уровне борьба с эпидемией только началась.
В свою очередь Андрей Садовый указал на то, что в проблемных регионах противоречия с Киевом могут быть использованы для дестабилизации.
Почему мэры крупных городов оказались лидерами в борьбе с разворачивающейся пандемией и кризисом? В то время как центральная власть, на ходу меняя правительство и министров, критично опаздывала с реакциями.
Почему президент разрушил губернаторскую вертикаль, не поставив главам госадминистраций своевременные задачи по взаимодействию с местными органами власти на самом старте их назначений?
Почему повальная некомпетентность стала триггером власти Владимира Зеленского?
Какими мы выйдем из этого шторма? Спасающимися? Или все-таки спасающими? Нашу общую лодку.
Ответы на эти другие вопросы читайте на сайте ZN.ua в материале Инны Ведерниковой "Без точки опоры. Но в одной лодке".