UA / RU
Поддержать ZN.ua

Организаторы закупки «скорых» сэкономили бюджетные деньги, но за счет качества аппаратуры

Украинские стандарты содержат требования к комплектации скорых оборудованием, но его функциональность детализирует заказчик.

По состоянию на конец марта, в среднем по Украине изношенность автопарка «скорых» составляла около 50%. В Минздраве, конечно, планируют обновить автопарк автомобилей скорой помощи. Но планы далеки от реальных потребностей медиков, отмечает журналистка Ольга Гамелуш-Минчук.

В последний раз централизованную закупку «скорых» в Украине проводили девять лет назад. В 2012 году правительство Николая Азарова купило 216 автомобилей скорой помощи почти на 200 млн грн. В 2013 году на «скорые» потратили 913 млн грн (около 110 млн долларов), за которые закупили 1412 «скорых».

В 2019 году правительство Владимира Гройсмана запустил пилотный проект развития экстренной медицинской помощи в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской и Тернопольской областях, выделив на эти цели 817 млн гривень. Право закупать «скорые» по принципу децентрализации отдали самим регионам с учетом их потребностей.

В конце прошлого года правительство Дениса Шмыгаля тоже решило приобщиться к «денежному» процесса закупки автомобилей скорой помощи. Только вместо того, чтобы выделить деньги на децентрализованные закупки, Кабинет министров своим постановлением № 818 от 12 августа 2020 поручил освоить 922 млн грн Минздраву совместно с ГП «Медицинские закупки Украины».

В министерстве с самого начала «выписали» техническое задание под одного производителя. Так, директор ГУО «Политехмед» (экспертной организации Минздрава) Ростислав Картавцев указал требование, что все автомобили должны быть мощностью не менее 160 л.с.

«Почему это так важно? Ростислав Картавцев предложил всем поверить в то, что лишь благодаря такой мощности будет уменьшен расход топлива и увеличен срок эксплуатации автомобилей», - пишет автор.

А по факту этот параметр давал неоспоримые преимущества производителю ООО «Автоспецпром», выпускающему «скорые» на базе автомобилей Citroen Jumper и Peugeot Boxer с мощностью двигателей в 160 л.с.

После длительных дискуссий ГУО «Политехмед» согласилось «пойти на уступки» и уменьшить мощность до 145 л.с. (что ничего не меняло для конкурентов «Автоспецпрома»). А первая заместитель министра здравоохранения Ирина Садовьяк просила «Медзакупки» внести этот пункт в техническое задание.

Директор ГП «Медицинские закупки Украины» Арсен Жумадилов с такими требованиями не согласился, и в конечный вариант техзадания параметр минимальной мощности базового автомобиля не попал, что позволило всем производителям принять участие в закупке. В итоге договора были подписаны не с одним, а с тремя подрядчиками, которые должны поставить 416 «скорых» на базе трех разных автомобилей на общую сумму 728 млн грн.

Несмотря на то, что подрядчики получили 100% предоплаты еще до нового года, ни одна «скорая» по заключенным договорам не поставлена до сих пор.

«По инсайдерской информации, попытку сдать свои автомобили предприняло ООО «Адамант Моторс Запорожье» (56 «скорых» типа B на базе Renault), но приемная комиссия нашла ряд несоответствий ГОСТ и производителю дали время на устранение нарушений. ООО «Спец-Ком-Сервис» еще вообще не готово поставлять свои 114 «скорых» (75 единиц типа B, 39 единиц типа C) на базе Volkswagen Crafter. На момент написания статьи должна была состояться «приемка» 246 автомобилей скорой помощи ООО «Автоспецпром» (142 единицы типа B, 104 единицы типа C)», - отмечает Ольга Гамелуш-Минчук.

В свою очередь медики не скрывают, что не ждут ничего высококачественного от этой закупки. С одной стороны, ГП «Медицинские закупки Украины» существенно сэкономило бюджетные средства – более 120 млн грн, но с другой – требования к медоборудованию были прописаны настолько лояльно, что под них проходила аппаратура любого уровня качества, не говоря уже о качестве медицинского салона.

Производством автомобилей скорой помощи во всем мире занимаются не автоконцерны, а отдельные компании, которые закупают базовые автомобили - обычно грузовые фургоны, - переоборудуют их и оснащают медицинской аппаратурой в соответствии со стандартами (в Украине это ГОСТ EN 1789:2019). И именно эти три составляющие (шасси, производство и медоборудование) и формируют конечную стоимость.

И если стоимость базового автомобиля плюс-минус для всех производителей будет похожей (хотя у дилеров могут быть дополнительные скидки), то затраты на переоборудование и медоборудование – это статьи расходов, которые напрямую зависят от качества комплектующих.

При этом украинскому ГОСТ EN 1789:2019 может соответствовать любое оборудование: и китайское, и американское, даже если разница в цене между ними будет в десять раз. Стандарт требует наличия того или иного медоборудования, а функциональность детализирует сам заказчик.

Точно так же будут соответствовать стандарту и дешевые материалы для звукоизоляции, обшивки салона и прочее. Таким образом, чем ниже цена, тем менее качественными будут «скорые».

И по всем заключенным договорам производители предложили самое бюджетное медоборудование китайского, украинского, корейского, турецкого и европейского производства.

«Получается, правительство вместо того, чтобы качественно обновлять автопарк «скорых», стремится обновить его количественно, что не только не решает, а усугубляет проблему. Поэтому, после того как Национальная служба здоровья Украины внедрила пакеты услуг для экстренной медицинской помощи, областные ЦЭМП в 2021 году бросились обновлять автопарк «скорых» самостоятельно, с учетом своих потребностей и пожеланий медперсонала», - резюмирует автор.

Читайте также: Степанов назначил в Набсовет предприятия "Медзакупки"людей, к которым есть вопросы

Пока Минздрав смотрит в небо и хвастается аэромедициной, по земле пациентов перевозят на разваливающихся «скорых». Хотя первая серия закупок машин уже закончилась и на очереди – вторая, автопарк «скорых», похоже, обновляют лишь количественно, а не качественно. И это не только не решает, а еще больше усугубляет проблему. Почему так происходит? Читайте в статье Ольги Гамелуш-Минчук «На «честном слове»» в ZN.UA.