Министерство образования и науки Украины в этом году сэкономило на экзаменаторах, проверяющих письменные работы внешнего независимого оценивания, поэтому вместо двух проверок была только одна, сообщил преподаватель Винницкой академии непрерывного образования Тарас Ткачук.
По его мнению, такой подход ставит под вопрос объективность и независимость оценивания и может стоить выпускникам таких нужных при поступлении в вузы баллов.
«В этом году была только одна проверка письменных работ экзаменаторами, поскольку на традиционные две не нашли денег. Из-за нескольких человек в этой стране все, кто писал ВНО по математике, украинскому и английскому (немецкому, французскому, испанскому) языкам, оказались заложниками одной проверки, которая, разумеется, не может быть объективной. Кто-то компетентный мне возразит: но часть работ этого года проверял второй экзаменатор. Да, проверял. До 10%! Это тот экзаменатор, который должен быть третьим, и его функция прежде была иной: сверять результаты двух предыдущих экзаменаторов и выставлять окончательную оценку. Именно такой является международная практика», - отмечает он в Facebook.
Ткачук напомнил о том, что вся система внешнего независимого оценивания была изначально выстроена так, чтобы поставить всех выпускников в равные условия. А одна проверка работ эту систему искажает.
Во-первых, экзаменаторы могут не заметить ошибку в одной работе из-за усталости, а в других работах заметят. Во-вторых, при оформлении бланка для оценки крестики случайно могут оказаться не там, а это те самые крестики, от которых может зависеть судьба абитуриента.
«Во время второй проверки письменных работ по языку чаще всего корректируется оценка за содержание письменного высказывания (хотя частенько случается корректировка оценки и за грамотность), ведь именно здесь бывает разница в несколько баллов. На моей памяти самой большой была разница в шесть (!) баллов, которые вполне справедливо поднял второй экзаменатор», - добавляет Ткачук.
Кроме того, именно во время второй проверки работ по языку выравниваются и детализируются требования к сочинениям из разных регионов. При формальном подходе к оцениванию содержания (тезис - 2 балла, пример из произведений искусства - 2 балла и т.д.) пример из детских мультика или сказки будет «стоить» столько же, сколько, например, тезис из книги Германа Гессе.
«И при чем здесь вторая проверка? А все просто: когда ты 2-3 дня проверяешь работы, в которых примеры о стереотипах, связанных с борщом, салом, изредка - с языком или пренебрежительным отношением к женщине, а затем распаковывают пачку из другого региона, где читаешь о Столетней войне, Аврааме Линкольне, Уинстоне Черчилле, Иване Мазепе, Евгении Коновальце, то понимаешь, что по два балла за примеры в этих произведениях какие-то очень разные», - объясняет он.
Ткачук призвал проверяющих не молчать, а обращать внимание общественности на субъективное оценивание письменных работ. Он напомнил о том, что аналогичные события происходили и во времена министра образования Дмитрия Табачника, но тогда усилиями Центра оценивания качества образования вторую проверку восстановили. «К слову, сочувствую тем, кто в этом году будет работать в апелляционных комиссиях. Им явно не позавидуешь», - резюмировал он.
В Украинском центре оценивания качества образования ответили на критику «одинарной» проверки, заявив о том, что из-за эпидемии коронавируса и повышения зарплат педагогическим работникам были вынуждены экономить бюджетные средства, но наработали несколько уникальных решений, позволяющих объективно оценивать работы участников ВНО.
Во-первых, усилена процедура подготовки экзаменаторов, к проверке заданий с открытой формой ответа привлекли специалистов с многолетним опытом в этой области.
Во-вторых, изменена схемы оценивания таких заданий, она стали более детализированной, с четко определенным алгоритмом действий экзаменаторов и фрагментами реальных работ для иллюстрирования оценивания работы по каждому критерию.
«Такие детализированные схемы оценивания являются практикой, которую используют в образовательном оценивании во всем мире, в частности, при оценке ответов участников PISA. Это позволяет обеспечить унифицированность и согласованность оценки, способствует достижению объективности», - отмечают специалисты.
В-третьих, изменен формат работы старших экзаменаторов, которые вместо сугубо консультативной деятельности также участвуют в проверке.
В-четвертых, при Украинском центре создана консультативная группа, специалисты которой оперативно давали консультации по оценке «проблемных» работ.
«Отдельно должны подчеркнуть, что качеству и объективности «одинарной» проверки способствует предоставление экзаменаторам достаточного количества времени для работы с одной работой участника ВНО: в среднем это 15-20 минут (...), что, безусловно, делает возможным вдумчивый анализ работы в соответствии с критериями оценивания и даже, при необходимости, консультирование с коллегами», - резюмирует в заявлении.
Напомним, основная сессия ВНО-2021 стартовала в Украине 21 мая с тестирования по химии и заканчивается сегодня, 15 июня, экзаменом по географии. Дополнительная сессия в этом году состоится с 29 июня до 14 июля, зарегистрироваться на нее можно до 18 июня.
13 апреля Верховная Рада приняла закон о отмене обязательной государственной итоговой аттестации для учащихся 11 класса, которые заканчивают обучение в этом году. Проект закона рассматривался по сокращенной процедуре, его поддержали 298 народных депутатов. 26 апреля закон подписал президент Владимир Зеленский.
За выпускниками оставили право сдать ГИА добровольно, в форме внешнего независимого оценивания. Результаты ВНО понадобятся при поступлении в высшие учебные заведения.