UA / RU
Поддержать ZN.ua

Общество стало менее восприимчивым к терроризму, а само явление потеряло первоначальный смысл — психолог

По словам психолога, в современном мире политические, религиозные и моральные ценности больше не являются такими, которые нужно защищать ценой жизней.

Явление, которое называют словом "терроризм", сегодня уже никак не соответствует своему первоначальному смыслу. При этом общество больше не является чувствительным медиатором в ситуации с терроризмом, пишет в своей статье для ZN.UA социальный психолог Олег Покальчук. Он также  объяснил, что является реальной проблемой в сегодняшнем мировом контртерроризме.

На сегодняшний день об истории терроризма написано много книг - популярных, научных и для служебного пользования. Однако с практической точки зрения, все они совершенно бесполезны.

"Потому что терроризм можно сравнить с вирусом – он мутирует быстрее, чем изобретается вакцина. А в последнее десятилетие эта мутация происходит особенно быстро. Наивные попытки запрета текстов вроде “Поваренной книги анархиста” окончательно утонули с появлением Даркнета”, - пишет Покальчук.

Психолог объяснил, что в итоге сегодня получилось следующее: вся базовая терминология осталась прежней, общество изменилось до неузнаваемости и продолжает меняться, механизмы противодействия становятся все более бюрократическими и политкорректными.

При этом хорошие научные исследования по теме терроризма разбиваются о два факта. Первый факт — это «не на часі». То есть политическому руководству в силу каких-то своих соображений и кадрово-финансовых подковерных игр невыгодно радикально улучшать сферу национальной безопасности. Второй – то, что любой протокол, методичка, темник или должностная инструкция предполагают конкретного пользователя. 

“Система хорошо работает тогда, когда все ее звенья оптимально просты и надежны. Адаптировать хорошую научную рекомендацию до уровня инструкции, не потеряв при этом сути изменений — адский труд без гарантии результата. Потому что человеческий материал такой, какой он есть, а не такой, как хотелось бы”, - пишет автор.

При этом, экологический, гендерный, коронавирусный, расовый и все прочие психозы стремительно разрушают прежние социальные связи, нарушают работы познавательных механизмов и упраздняют этику как регулятор конфликтов.

“Хотелось бы сказать, что "общество потрясла" или хотя бы "общество взволновала серия террористических актов". Но нет. И не потрясла, и не взволновала. Явление, которое описывается словом «терроризм», сегодня уже никак не соответствует своему первоначальному смыслу”, - пишет Покальчук. 

По словам психолога, это происходит со всеми терминами прошлого и позапрошлого века. Просто некоторые из них в силу исторических обстоятельств все еще остаются особенно чувствительными.

При этом Покальчук отмечает, что все недавние террористические эпизоды имеют совершенно разные сценарии. А если хорошо присмотреться к биографиям фигурантов, то в таких ситуациях нет ни малейшего намека на политику. По словам автора — это “чистая уголовщина, хотя и разных уровней — от носителей смыслов “часик в радость, чифирь в сладость” до слабоумного туркестанского терпилы”.

Автор объясняет, что политические, религиозные и моральные ценности больше не являются такими, которые стоит защищать ценой собственной жизни и жизни других людей.Более того, демократия создала огромные технические возможности для осуществления терактов, а либерализм — помог террористам с защитой их гражданских прав и с распространением террористических идей. 

“Потому что когда убивают не тебя конкретно, то не такие уж они и террористические. Ну и потому что свобода слова — ущербным в первую очередь. Фактическая ценность человеческой жизни приближается к нулю, вопреки демагогическим истерикам либералов. Общество больше не является чувствительным медиатором. Порог этической чувствительности драматически снизился”, - пишет автор.

Читайте также: В СБУ назвали количество предотвращенных в 2020 году терактов

По словам психолога, это означает, через общество сигнал террориста больше не передается. То есть коммуникационные искажения террористического сигнала неизбежны и до такой степени, что утрачивается сам смысл акта.

В то же время реальной проблемой в сегодняшнем мировом контртерроризме Покальчук называет так называемую “проблему одинокого волка”, который способен копировать увиденное по телевизору, и, пугая других, получать садистское удовольствие, не задумываясь о последствиях.

Так, по словам автора, параноик, получивший подкрепление своим галлюцинациям в Интернете, может в любой момент решить, что спасти Вселенную можно, лишь привлекая внимание санитаров с помощью оружия. 

При этом психолог рекомендует медиа "не называть каждое дебильное злостное хулиганство с угрозой оружием терроризмом”. Ведь таким способом СМИ повышают самооценку таких людей. 

“Я предполагаю, что около восьми миллионов наших граждан имеют определенные проблемы со стабильностью психики. Примерно полтора миллиона — весьма серьезные проблемы. Это вовсе не означает асоциальное поведение. Скорее, говорит о страданиях, стрессе и неврозах. Но эта общая картина невротизации страны — то, откуда с легкостью могут появляться «одинокие волки» терроризма. Ведь эмоциональная причина одна — дефицит внимания”, - отмечает Покальчук.

Подробнее о том, что такое терроризм в современном мире читайте в статье Олега Покальчука “Общество террористического цирка”.