UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужно укреплять институт мониторинга и проверки образа жизни чиновников — глава НАПК

Вводить законодательные механизмы, чтобы переписывать активы на родственников, было не выгодно.

До октября 2019 года  можно было декларировать только то, чем пользуешься по состоянию на день декларирования. Чтобы обойти это, чиновники в конце декабря уезжали куда-то отдыхать и утверждали, что у них нет в пользовании никакого имущества, рассказал глава НАПК Александр Новиков в своем интервью ZN.UA.

Однако Верховная Рада частично решила эту проблему, предусмотрев в законе о предотвращении коррупции декларирование имущества, которое используется не только 31 декабря, но и половину отчетного периода. То есть 183 дня. Таким образом, по мнению Новикова, госслужащим стало труднее переписывать свое имущество на друзей и родственников.

«Появившийся временной люфт позволил агентству фиксировать факт долгосрочного пользования машиной, домом или другими активами. Кроме того, появилась возможность сделать неэффективным переписывание имущества на других лиц. Пользуешься полгода Maserati, записанным на маму-пенсионерку, — получи протокол о коррупции. Законодатель усовершенствовал закон, а мы — свои практики», - рассказал он.

На пассаж журналиста о том, что такое возможно только при мониторинге образа жизни чиновника, Новиков ответил, что НАПК еще с 2017-го года имело право осуществлять такой мониторинг. Он предусматривает анализ соответствия образа жизни декларируемым доходам.

«Сколько тратит, на чем ездит, в каких ресторанах питается (госслужащий – ред.)? Причем это не следственные действия, в чем нас пытаются обвинить, а работа именно с открытыми источниками. В ходе мониторинга мы, к примеру, можем зафиксировать, факт совместного проживания и признать развод фиктивным. И тогда это будет уже криминальное производство за недекларирование имущества фактической жены. При желании все это легко проверяется и доказывается следственными действиями уже детективов НАБУ», - рассказал глава НАПК.

Однако в первый раз НАПК воспользовалось этим инструментом только осенью 2020 года, когда мониторинг был осуществлен в отношении депутата Ильи Кивы и еще восьми человек.

По словам Новикова, по результатам мониторинга декларации Кивы и Гринчака (начальник Департамента киберполиции Украины - Авт.) были отправлены на полную проверку. Однако через две недели КСУ принял свое  скандальное решение из-за чего НАПК запретили не только проверять декларации, но и проводить мониторинг образа жизни.

Новиков отметил, что в отношении механизмов проверки деклараций также существует четкий порядок. 

«Существует четкий порядок — чьи декларации мы должны проверить в первую очередь. Во-первых, это топ-чиновники: президент, премьер-министр, министры, их заместители, судьи высших судов. Во-вторых, все поданные декларации «отсеиваются» системой логического и арифметического контроля. То есть компьютер оценивает каждую из почти миллиона деклараций на наличие коррупционных рисков, - сказал глава НАПК. – «Декларации с наиболее высокими рисками мы берем в проверку. В-третьих, мы получаем обращения от общественности и журналистов о подозрениях в неправдивых данных в декларациях должностных лиц. На основании этих заявлений также берем декларации в проверку».

В НАПК  не делали точно оценки, сколько деклараций можно подвергнуть полной проверке  за год, но по словам Новикова это может быть несколько сотен человек.

«Если при мониторинге способа жизни было доказано, что чиновник действительно живет не по средствам — его декларация тоже идет в полную проверку. При этом проверку компьютером проходят все декларации», - уточнил Новиков.

Читайте также: Нужно укреплять институт мониторинга и проверки образа жизни чиновников — глава НАПК

Напомним, в июле 2020 года НАПК начало осуществлять мониторинг образа жизни чиновников. Прогнозировалось, что это помогло бы выявить тех, кто задекларировал скромное состояние и одновременно пользуется люксовыми автомобилями, покупает имения и  получает ценные подарки. 

Проведение НАПК мониторинга образа жизни предусмотрено законом Украины «О предотвращении коррупции». Отдел, который должен был выполнять это требование закона, существовал в структуре НАПК и раньше, однако на практике меры по мониторингу образа жизни не проводились.

27 октября 2020 года Конституционный суд принял решение по конституционному представлению членов парламентской фракции пророссийской «Оппозиционной платформы-За життя», касающемуся соответствия Основному Закону ряда положений антикоррупционной реформы.

КСУ отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование судей, чиновников и депутатов, а также лишил полномочий НАПК. При этом возобновление уголовной ответственности новым законом не вернуло ситуацию в начальную точку. 

Почему после удара Конституционного суда и «возвращения» полномочий Национальному агентству по предотвращению коррупции (НАПК) чиновникам легче скрыть доходы и заплатить штраф, нежели показать активы? Нужно ли открывать порядки декларирования работников спецслужб? Кто заблокировал возможность мониторинга образа жизни судей? Почему депутаты не возвращают ответственность судей за заведомо неправосудные решения? Кто в парламенте принял изобличителей за «стукачей»? Как поломать политическую коррупцию и помочь партиям уйти из-под влияния олигархов?

Об этом и много другом читайте во второй части интервью Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром НовиковымПервая часть интервью с Александром Новиковым здесь.