В Минсоцполитики убеждены, что в Украине нужно развивать, по меньшей мере, три вида помощи для внутренне перемещенных лиц. А выплаты, которые государство дает ВПЛ сейчас не являются оптимальной поддержкой, заявила в интервью ZN.UA заместитель министра социальной политики Дария Марчак, с которой поговорил Виктор Конев.
«Я хотела бы показать другую сторону дискуссии. Конкретно взятой семье ВПЛ необходима поддержка в решении ее конкретных проблем. По нашему мнению, нынешняя выплата на проживание ВПЛ не является оптимальным инструментом поддержки. К примеру, у семьи нет источников доходов, нет денег даже на еду. Есть проблема платы за жилье. Мы даем деньги на жительство. Семья оплатила аренду, но у нее по-прежнему нет денег на продукты питания. То есть семья все равно в беде. Поэтому мы рассматриваем вопрос финансирования аренды жилья отдельно от вопроса выплат на проживание», – отметила Марчак.
Кроме того, продолжила чиновница, люди, живущие в Киеве или в небольшом селе Ивано-Франковской области, получают одинаковую сумму помощи на каждого члена семьи. Однако стоимость аренды жилья, например, для двух семей может значительно отличаться.
«Или распространена проблема, когда мама с двумя детьми не может устроиться на работу, потому что не с кем оставить детей. Эта проблема не решится, если мы будем платить маме пять-восемь тысяч гривень помощи на нее и детей. Если у женщины есть мама или другой родственник, прикованный к постели, нуждающийся в уходе, ситуация повторится, женщина опять-таки не сможет пойти работать. Соответственно, есть ряд проблем, которые мы должны решить, чтобы помочь семьям ВПЛ», – добавила Марчак.
По ее словам, внутренним переселенцам следует предоставлять те инструменты поддержки, которые требуются конкретной семье. Ведь если определенной суммы денег более или менее хватит для проживания где-нибудь в полесском селе, то в Киеве или области этого не хватит даже на базовые нужды.
«Поэтому мы считаем, что нужно развивать, по меньшей мере, три вида помощи для ВПЛ», – отметила Марчак.
Первый вид по ее словам – это финансовая поддержка. Заместитель главы Минсоцполитики отметила, что в январе в постановлении Кабинета министров №94 ведомство не только продлило выплаты для внутренне перемещенных лиц, но и значительно расширило возможности получения помощи для малообеспеченных семей. Благодаря этим изменениям, по словам Марчак, внутренние переселенцы, не имеющие работы, могут получить помощь для малообеспеченных (ранее отсутствие работы и уплаты единого социального взноса закрывало семье вход в эту программу).
«Причем если вы будете получать помощь как малообеспеченные, размер выплат, в зависимости от состава вашей семьи, может быть даже больше, чем выплаты на проживание для ВПЛ», – добавила заместитель министра соцполитики.
Также Министерство социальной политики готовит инструмент адресной поддержки на аренду жилья, и размер этого пособия будет различаться в зависимости от стоимости аренды в регионах (то, о чем я говорила раньше). Третьим видом помощи Марчак назвала предоставление необходимых социальных услуг, в первую очередь по уходу за больными и детьми.
Сегодня в Украине почти 4,9 млн человек – это внутренние переселенцы. И сейчас работа по интеграции ВПЛ в принимающие их общин ведется одновременно на нескольких уровнях.
Около 3,6 млн из общего числа ВПЛ, покинувших свои дома после 24 февраля 2022 года. В то время как в странах Евросоюза и Северной Америки сегодня находятся около 3,9 миллиона украинцев, спасающихся от войны. При этом не все ВПЛ сегодня до сих пор получают финансовую помощь от государства.