Новым вызовом для Украины стало массовое внутреннее перемещение граждан из-за военных действий, разрушений и повреждений жилищного фонда. Сегодня насчитывается около 4,8 миллиона внутренне перемещенных лиц. Очевидно, что Украина с ее Жилищным кодексом, принятым 40 лет назад, была не готова к этим вызовам, поэтому вопрос обеспечения большого количества граждан доступным и адекватным жильем стал одной из самых важных социальных проблем.
Жилищный ретрокодекс
Еще до войны в улучшении жилищных условий нуждались около 650 тысяч украинских семей, в которых проживают: 13% — работники бюджетной сферы; 3% — работники правоохранительных органов; 20% — военнослужащие; 14% — молодые семьи.
Стоит заметить, что это данные по состоянию на 2015 год, ведь с учетом проведения реформы децентрализации, которая по сути признана довольно успешной, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был передан местным органам власти и самоуправления, но вместе с тем не были внедрены эффективные механизмы централизованного и прозрачного сбора данных на общегосударственном уровне.
Решение проблемы обеспечения граждан жильем через построение новой рамки социально справедливой и экономически эффективной государственной жилищной политики требует коренного пересмотра норм жилищного законодательства. Ведь действующий сегодня Жилищный кодекс был разработан еще в 1983 году. Поэтому Мининфраструктуры сейчас — на финише разработки проекта Закона Украины «Об основных принципах жилищной политики».
Кардинальные изменения
Сейчас есть надежда на кардинальные изменения жилищной политики Украины. Мининфраструктуры согласно приоритетному плану работы правительства трудится над новой рамкой жилищной политики. Эта работа организована через рабочую группу с привлечением широкого круга экспертов международных организаций, имеющих профессиональную подготовку по вопросам жилищной политики.
Современная европейская практика свидетельствует, что государство должно создать условия, при которых каждое лицо в зависимости от финансового положения и потребностей сможет решить свой жилищный вопрос. Поэтому необходимо заменить устаревшие нормы Жилищного кодекса новым законом, определяющим общие принципы государственной жилищной политики, которая будет строиться на основе потребностей граждан с учетом необходимости развития территорий.
Проект нового закона определяет основные принципы жилищной политики.
Первоочередной блок задач, которые должен решить проект, — учет жилья и определение потребности в формировании соответствующих жилищных фондов.
В частности в документе предложено упорядочить жилищный фонд, определив жилищные фонды территориальных громад, государственный и частный жилищные фонды. Это даст возможность сформировать предложения жилья государственной и коммунальной форм собственности, которое может быть предоставлено в пользование гражданам, а также определить потребность в формировании соответствующего жилищного фонда.
Вторым блоком является цифровизация всех процессов, происходящих во время решения жилищного вопроса. Это обеспечит их открытость и прозрачность.
Вместе с тем предложено отойти от формирования очередей граждан. Вместо этого планируется предоставить гражданам возможность самостоятельно выбирать, как они хотят решить свои жилищные вопросы: получить квадратные метры в аренду или приобрести их в собственность.
Внедрение такой системы будет иметь последствием отмену ряда льгот, установленных законодательством, которые предусматривают преимущества в получении жилья по существующей квартирной очереди. Соответственно почти 20 отдельных законов (кроме Жилищного кодекса) будут требовать пересмотра, а льготы — отмены.
Открытая электронная система, которая будет содержать данные обо всем существующем государственном жилищном фонде, жилищном фонде территориальных громад, условия финансово-кредитных механизмов, на основании анализа представленных гражданином данных (в частности с учетом уровня доходов) должна сформировать для этого гражданина предложение. А он уже самостоятельно сможет решить, какой из предложенных вариантов и в какой местности ему больше всего подходит.
Без права приватизации
Третий блок — это механизмы решения гражданами жилищного вопроса. Прежде всего для жилья, которое относится к государственному жилищному фонду и жилищному фонду территориальных громад, должен существовать запрет относительно его приватизации, выкупа, передачи в субаренду и т.п. Особенности могут быть предусмотрены для жилищных фондов, сформированных на основании соответствующих международных договоров и благодаря международной технической помощи.
Жилье, из которого будут сформированы соответствующие жилищные фонды, по целевому назначению может быть использовано как социальное, служебное, жилье для временного проживания или передано в социальную аренду (то есть субсидируемое жилье).
Предполагается, что будут предложены механизмы решения гражданами жилищного вопроса с учетом их уровня доходов и социальной категории, в объединении этих двух основных критериев.
В частности граждане, имеющие самый низкий уровень доходов и соответственно из-за определенных обстоятельств (возраста, ограниченных физических возможностей и т.п.) фактически не имеющие возможности его улучшить, смогут претендовать на получение социального жилья, которое будет предоставляться им в пользование бесплатно.
Временное жилье, или жилье для временного использования, — это жилье, которое предоставляется определенным категориям граждан, в частности внутренне перемещенным лицам, для временного, в течение определенного времени, проживания на бесплатной основе при условии уплаты (возмещения) пользователями стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Граждане, имеющие условно средний уровень доходов, который, впрочем, не дает возможности самостоятельно решить жилищный вопрос, могут претендовать на получение жилья на условиях социальной аренды. Социальная аренда предусматривает предоставление жилья в аренду за плату, ниже рыночной, или же субсидирование арендной платы средствами соответствующего бюджета в размере, зависящем от уровня доходов. Вместе с тем для реализации такого механизма предложено привлекать частного собственника жилья (арендодателя).
Представителям определенных профессий, потребность в которых крайне важна для территориальной громады или государства, жилье может быть предоставлено в пользование как служебное на время исполнения ими служебных обязанностей. Такая практика применяется в европейских странах, в частности для решения жилищного вопроса военнослужащих, которые на время прохождения службы обеспечиваются соответствующим служебным жильем.
Формирование стабильных и достаточных жилищных фондов, которые могут быть использованы для предоставления во временное пользование гражданам, даст возможность решить жилищный вопрос на доступных для соответствующей категории граждан условиях и в длительной перспективе.
Что же касается граждан с условно достаточным уровнем доходов, то для такой категории предложено участие в реализации финансово-кредитных механизмов (ипотека, лизинг, компенсация части стоимости жилья или части процентов по кредиту), или же аренду жилья из частного жилого сектора. Для отдельных категорий граждан, в частности военнослужащих, ветеранов войны, предлагается ввести дополнительные преференции, льготные условия участия в таких механизмах.
Четвертый блок задач, которые должен урегулировать законопроект, — это вопрос гарантий и защиты права на жилье, в частности защиты граждан от незаконного выселения. А также вопрос возвращения самовольно занятого жилья и порядок осуществления контроля в сфере защиты права на жилье.
***
Остается надеяться, что разработка проекта Закона Украины «Об основных принципах жилищной политики», в основу которого будет положена цель — обеспечение права на жилье каждого, независимо от состояния здоровья, возраста, материального положения и прочего, наконец даст возможность построить устойчивую европейскую жилищную политику в Украине.