Оккупационные власти в Крыму не смогли расследовать серию похищений и пыток своих критиков, а также проводит непрерывную кампанию запугивания несогласных, утверждают правозащитники из Amnesty International.
Авторы нового доклада "Один год спустя: Нарушение прав на свободу выражения мнений, собраний и объединений в Крыму" отмечают притеснения украинских средств массовой информации, общественных организаций, крымских татар и лиц, которые критикуют режим.
"После аннексии Крыма Россией, де-факто власть использует широкий спектр тактик запугивания, чтобы расправиться с инакомыслием. Волна похищений в период с марта по сентябрь заставила многих критически настроенных жителей покинуть полуостров. Те, что остались, подвергаются преследованиям со стороны власти, которая полна решимости заставить замолчать своих оппонентов", - заявил исследователь Amnesty International по Украине Красимир Янков на пресс-конференции в Киеве.
Правозащитники отмечают, что по крайней мере семь человек были похищены после аннексии полуострова, их судьба остается неизвестной. Один из похищенных был найден мертвым со следами пыток.
Среди таких случаев организация отмечает исчезновение трех крымских татар.
"29 сентября 2014 девятнадцатилетнего Исляма Джепарова и двадцатитрехлетнего Джевдета Ислямова затолкали в фургон четыре мужчины в черной униформе, с тех пор их больше не видели. Решата Аметова, 39 лет, похитили в то время, когда он участвовал в демонстрации в марте прошлого года. Позже его тело было найдено со следами пыток. На сегодняшний день никто не был привлечен к ответственности", - говорится в комментарии на сайте организации.
Андрея Шекуна, лидера организации "Украинский Дом", которая способствует продвижению украинского языка и культуры, пророссийские вооруженные формирования похитили и удерживали в течение 11 дней в секретном месте, где его пытали, применяя электрический ток". После этого его передали украинским военным. Трое других членов организации пропали без вести в мае прошлого года.
"Де-факто власти также создает атмосферу страха в Крыму, используя запугивание и ограничительные законы, чтобы заставить замолчать средства массовой информации и неправительственные организации", - отмечают в Amnesty.
Так, 26 января 2015, около 30 вооруженных людей в масках из спецподразделения полиции в сопровождении десяти сотрудников службы безопасности, обыскали крымскотатарский телеканал ATR. Вещание телеканала было нарушено, силовики забрали документы, датированные февралем прошлого года.
"Еще до этого рейда канал был вынужден применять самоцензуру и не использовал слова "аннексия" и "оккупация" после того, как несколько журналистов получили предупреждения от власти, в которых вещание канала называли "экстремистским" и угрожали уголовным преследованием", - отмечает Amnesty.
Из-за угрозы преследований Крым покинули несколько журналистов и блогеров покинули Крым. Среди них проукраинский блогер Елизавета Богуцкая. Ее вызвали на допрос после того, как представители "Центра по борьбе с экстремизмом" обыскали ее дом и забрали данные для проверки.
Общественные протесты были эффективно запрещены в Крыму. На проведение культурных мероприятий и демонстраций часто не дают разрешения, а те меры, которые позволяют, должны проходить в отдаленных местах. Особенно это относится к традиционным памятным событиям.
Ряд известных независимых организаций, в частности в сфере прав человека, прекратили существование, а Меджлиса крымскотатарского народа, было отказано в признании, а его выдающиеся члены становятся жертвами преследований, в том числе и уголовных.
"Через год после аннексии Крыма, местные де-факто власть и ее российские наставники предоставляют жителям полуострова следующий выбор - или вам нравится, или вы забираєтесь прочь или замолкаете", - отмечает Богдан Овчарук, участник полевой миссии Amnesty International в Крыму.