UA / RU
Поддержать ZN.ua

Над "украинским фрагментом" закона об ИНП могла поработать "рука Москвы" - советник главы МИД Польши

Документ содержит множество исторических и правовых неточностей, выгодных России, утверждает эксперт.

Значительные исторические ошибки в "украинском фрагменте" польского закона об Институте национальной памяти могут свидетельствовать о влиянии на процесс "руки Москвы", считает советник главы МИД Польши Пшемыслав Журавский вель Граевский.

"Есть довольно значительные опасения, что это действительно так. Это касается как экспертов, которые были допущены к работе над этой поправкой (о "преступлениях украинских националистов" - ред.), так и содержания самой поправки", - подчеркнул эксперт в интервью "Укринформу".

По словам советника главы польского МИДа, упомянутые в законе временные рамки о якобы деятельности украинских националистов в 1925-1950 годах, не имеют никакого значения для польско-украинских отношений. Но важны с точки зрения действий советских спецслужб в отношении украинцев на Западе.

"В 1925 и последующих годах ничего не произошло в отношениях между украинцами и поляками. Зато этот год является поворотным моментом в подходах к действиям советских спецслужб в отношении украинцев на Западе. А 1950 год - это смерть Шухевича (главнокомандующего УПА Романа Шухевича – ред.), хотя польско-украинский конфликт завершился в 1947 году, и после этого в отношениях между народами не было никакой борьбы. Поэтому даже эти временные рамки подчеркивают именно советские и российские действия, а не польские или украинские", - считает Журавский.

Кроме того, по мнению эксперта, данные временные рамки являются "издевательством над польским законодательством". Так как Третий рейх существовал с 1933 по 1945 год, и быть его коллаборационистами раньше или позже "украинские националисты" не могли.

"Закон Сейма - это не публицистическая статья, там каждая буква на вес золота. Если в законе есть упоминание об украинских националистах, которые были коллаборационистами Третьего рейха, а потом указываются временные рамки 1925-1950 годов, то это издевательство над польским законодателем, поскольку Третий рейх существовал в 1933-1945 годах, а в 1925-1933 годах и 1945-1950 годах никто не мог с ним коллаборировать, ведь тогда он не существовал", - добавляет он.

Есть в законе об ИНП и правовые неточности, которые ставят под сомнение правовой порядок во Второй Речи Посполитой.

"В этой поправке ставится под сомнение правовой порядок во Второй Речи Посполитой (1918-1939 годы), поскольку преступления украинских националистов, которые происходили в этот период, не были преступлениями "геноцида", а только преступления "геноцида" не имеют срока давности. Поэтому, за преступления в период до 1939 года никто не может преследоваться, ведь давно истек их срок давности", - отмечает дипломат.

Он также задается вопросом о том, почему в законе упоминаются только "украинские националисты", почему нет упоминаний о преступления, совершенных на территории Польши представителями других национальностей.

"Еще один правовой недостаток - в законе речь идет о преступлениях на территории оккупированной Польши только украинских националистов. Следовательно, возникает вопрос: а почему нет упоминания о преступлениях на территории Польши националистов и коллаборационистов других национальностей? В Польше в этот период действовали военные формирования "власовцев" (Русской освободительной армии – ред.), "Восточные легионы", например, азербайджанские, которые подавляли Варшавское восстание (1944 год), действовали литовские националисты и другие. То есть, следовало бы создать список разных национальных военных формирований, которые коллаборировали с Третьим рейхом, и совершили эти преступления на территории Польши", - рассказывает советник главы МИД Польши.

Но были выбраны именно украинцы, исходя из политической мотиваций, отмечает Журавский. Цель данного шага: создать напряжение в польско-украинских отношения в нарушение законодательству Польши.

"Этот фрагмент закона - это юридическая, историческая, моральная и политическая ошибка. Как сказал недавно бывший польский премьер Ян Ольшевский, "украинский фрагмент" этого закона является юридическим нонсенсом, хотя сам закон в новой редакции, которая предусматривает защиту доброго имени Польши, действительно необходим. Очень надеюсь, что Конституционный суд страны обратит внимание на эти ошибки и "украинский фрагмент" изменят. У меня складывается впечатление, что в польских властных элитах уже осознали масштабы разногласий и есть надежда, что эти ошибки действительно исправят", - резюмировал он.

Напомним, 1 марта, вступил в силу закон об Институте национальной памяти, которым, в частности, вводится уголовная ответственность за "отрицание преступлений украинских националистов" и обвинения поляков в причастности к преступлениям Третьего рейха.

В ночь на 1 февраля Сенат Польши 57 голосами принял без поправок скандальный закон об Институте национальной памяти.

6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал закон. Однако после этого оспорил некоторые его положения Конституционном суде.

Подробнее читайте в материале Александра Шевченко "Польская война с историей" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".