Если бы после взрыва на АЗС "БРСМ Нафта" в Переяславе-Хмельницком в конце апреля 2014 года, в результате которого погибло 6 человек и столько же получили увечья, сеть и нефтебазы БРСМ были подвергнуты проверкам на предмет безопасности, то крупнейшего пожара в истории независимой Украины в Василькове могло и не случиться.
Такое мнение в статье для ZN.UA выразил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Эксперт напоминает о вопиющих нарушениях, выявленных на нефтебазе. Так, хранилище не располагало пожарным водоемом - основным элементом пожаротушения на подобного рода объектах. На одном из телеканалов свидетель рассказал, что несколько лет назад водоем засыпали. Теперь на этом месте новые резервуары. Не оказалось на терминале и пены. По словам свидетелей, подоспевших в первые минуты после взрыва к месту происшествия, не было порошкового огнетушителя и у персонала нефтебазы, оказавшегося в эпицентре возгорания. Невооруженным глазом видны и другие нарушения на объекте: минимальные расстояния между резервуарами, отсутствие обваловки и систем охлаждения резервуаров. Но грубое несоблюдение правил пожарной безопасности, увы, лишь усугубило аварию, но не вызвало ее.
"С большой долей уверенности можно утверждать, что первопричиной трагедии стало кустарное производство бензина. На рынке нефтепродуктов ни для кого не секрет, что Васильков и Переяслав, где расположены нефтебазы БРСМ, - две столицы "бодяжного" производства для Киева и окрестностей. Говорит о бурной деятельности на этих терминалах номенклатура товаров, туда поступающих. Зачем автозаправочной сети, торгующей только бензином и дизтопливом, газовый конденсат, октаноповышающие присадки и целый букет нефтеперегонных фракций?" - предполагает автор.
Основная официальная версия - БРСМ производит альтернативное спиртосодержащее топливо. Но это, по мнению Куюна, можно назвать в лучшем случае ширмой для куда более масштабных программ. Например, БРСМ за январь-апрель 2015 г. получила на свои нефтебазы 10 тыс. т октаноповышающих присадок и многофункциональных топливных компонентов. А по официальным данным, БРСМ продала за этот же период через свою сеть чуть менее 8 тыс. т биобензинов. В них компоненты составляют в лучшем случае 30%, или 2,3 тыс. т, тогда как ввезли 10 тыс. т. Куда пошли остальные присадки – вопрос открытый.
Ответ на этот вопрос автор предлагает искать в структуре бензина, который БРСМ импортирует для дальнейшей реализации.
"92% поставок товарного бензина в сеть автозаправок "БРСМ Нафта" - импорт (23 тыс. из 25 тыс. т). По данным таможни, структуры БРСМ в январе-апреле 2015 г. импортировали только бензин А-92. Вопрос: а что продает БРСМ на своих станциях под вывесками А-95?
Между тем компания БРСМ отчиталась госорганам статистики, что продала на своих АЗС за этот период 11,4 тыс. т бензина марки А-95. Вот и место применения октаноповышающих присадок - их попросту добавляют в А-92 для повышения его октанового числа, отвечающего более качественному горючему. Правда, источники говорят о более изысканных рецептурах, но это уже оставим следствию", - пишет автор.
"Та же история по дизтопливу. Зачем БРСМ реактивное топливо, объем которого сравним с потреблением небольшого аэропорта, если самолеты эта "лавка" не заправляет? А огромные, по меркам отрасли, объемы наливных масел, если о фактах его продажи с этих нефтебаз никогда не было слышно? Может, затем, что в сумме поставка ДТ, авиакеросина и масла на нефтебазы БРСМ совпадает с оценочным объемом реализации дизельного топлива через эту розничную сеть?
Специалисты говорят, что добавление в дизтопливо керосина и масла не сильно портит свойства исходного продукта. Только акциз на ДТ составляет 100 евро/т, тогда как на керосин - 30 евро, а масло - вообще безакцизный товар. Проще говоря, из безакцизных товаров делают дорогостоящие подакцизные. Премия - акциз - достается автору этой нехитрой схемы", - утверждает Куюн.
По мнению автора, предварительно есть все основания утверждать, что именно изготовление "бодяжного" бензина стало причиной беды в Василькове. По данным свидетелей, оказавшихся на месте в первые минуты после возгорания и оказавших помощь первым пострадавшим, причиной пожара стала перекачка неизвестной жидкости из одного резервуара в другой с помощью переносного насоса (о злополучном насосе упоминали также глава СНБО Турчинов и глава ГСЧС Чечеткин). В процессе работы разгерметизировался шланг, причиной этого могла стать химическая реакция, произошедшая при смешивании отдельных компонентов, либо физический износ (который был бы обязательно выявлен, пройди шланг регламентную проверку в установленном порядке). Дисперсная топливная смесь через отверстие в шланге попала на одного из сотрудников нефтебазы (к сожалению, он впоследствии скончался от ожогов) и на переносной насос, который не приспособлен для перекачки топлива и не был защищен соответствующим образом. Именно он дал ту искру, из которой впоследствии разгорелось пламя…
"При чем тут "бодяга"? Обращает на себя внимание следующая деталь: зачем использовать переносной насос для перекачки из одного резервуара в другой, если для этого на нефтебазе есть мощные стационарные насосы?
Ответ очевиден: маломощный переносной насос используется для подачи в резервуар небольшого количества продукта. И есть все основания полагать, что в тот злополучный вечер на нефтебазе в Василькове закачивали один из компонентов топлива для приготовления "бодяги". Вряд ли это могли делать работники нефтебазы без распоряжения вышестоящего руководства, так как производство фальсификата - поставленный на широкую ногу бизнес владельцев БРСМ, а не работников нефтебазы. Поэтому переложить вину на очередных "стрелочников" уже не получится", - уверен автор.
Подробнее читайте в статье Сергея Куюна "Бодяга" на крови на ZN.UA.