UA / RU
Поддержать ZN.ua

Могут, когда хотят: «Укрзалізниця» впервые купила дизтопливо напрямую у производителя – Николов

Цена дизеля, закупленного без участия прокладок, составила 37 грн/л. Стоимость контракта – $25 млн.

«Укрзалізниця» чуть ли не впервые за более чем десятилетие подписала прямой контракт с производителем на поставку дизтоплива, не привлекая компаний-прокладок. Цена получилась удивительно лояльная – 37 грн/л. Об этом в эфире телеканала «Киев» и YouTube-канала «Шоубисики» рассказал антикоррупционный журналист и главный редактор издания «Наши гроши» Юрий Николов.

«Я описываю госзакупки более 10 лет, 12 или 15 – я сбился со счета, и вот в этом году "Укрзалізниця" впервые на моей памяти заключила контракт напрямую с производителем топлива и показала реально класс, – рассказал Юрий Николов. – Я надеюсь, что эта история зафиксируется. Для понимания цена дизеля на заправках сейчас 52–53 грн. "Укрзалізниця" договорилась о приобретении дизеля в Литве по 37 грн. Литовский производитель, понимая, что происходит в нашей стране, не выкручивал нам руки, а предложил, что может. Он просто показал такую цену "Украина, это для вас", но это и не благотворительность – там зашита премия для производителя».

Читайте также: Укрзализныця предоставила собственную версию, как ее тендер на 415 млн выиграла фирма, связанная с Коломойским

Об этой закупке подробнее описано в публикации «Наших грошей». Речь идет о контракте на поставку дизтоплива, заключенного 3 ноября между филиалом «Центр обеспечения производства» АО «Укрзалізниця» и литовской компанией Orlen Lietuva. Контракт был заключен по «военной процедуре» и его общая стоимость составила 25 млн долларов США, то есть 914 млн грн.

Цена дизтоплива по этому контракту составила 37 грн/л и при этом в контракт заложена премия изготовителю в размере $99 за каждую тонну. Эта цена, как отмечает издание, намного ниже розничных цен на АЗС и оптовых цен в Украине.

Секрет в том, говорит Юрий Николов, что едва ли не впервые такой контракт был заключен напрямую с производителем, то есть без привлечения компаний-прокладок.

«Раньше мы тоже не покупали украинский дизель, потому что дизельного производителя в Украине нет, а у белорусов, россиян, но все равно мы его всегда брали из-за прокладок. То есть "какая-то фирма должна нам его привезти, потому что у нас руки не с того места растут". Эти фирмы покупали дизтопливо, которое должно было доставиться на территорию Украины каким-то образом и "Укрзалізниця" должна была его где-то забрать. На самом деле оно везлось поездами "Укрзалізниці". То есть, за что получала деньги и фирма? За подписание контракта. А "Укрзалізниця" сама за свой счет доставила, а кто-то за это получил еще и средства, зашитые в цену топлива», – объяснил журналист.

Литовская компания Orlen Lietuva, владеющая Мажейкяйским НПЗ, является «дочкой» польской компании PKN Orlen. Крупнейшими акционерами PKN Orlen являются Польша и пенсионные фонды Nationale-Nederlanden OFE и Aviva OFE Aviva Santander.

Читайте также: Топливный акциз между армией, дорогами, популистами и лоббистами

Напомним, в октябре «Укрзалізниця» купила болты для рельсов по цене, завышенной в 2,5 раза. Эти болты лежали на складе еще до полномасштабного вторжения и не могли быть столь дорогими.