UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИПЧ выяснила, кем являются женщины, которых боевики собирались передать Медведчуку

Две из женщин, которых оккупанты хотели "передать" без обмена, являются жительницами Донецкой области, еще две - Луганской.

© Медийная инициатива за права людей Facebook
© Медийная инициатива за права людей Facebook
© Медийная инициатива за права людей Facebook

Медийная инициатива за права человека выяснила, кем на самом деле являются женщины, которых боевики ОРДЛО собирались отдать без обмена пророссийскому политику и куму президента РФ Виктора Медведчука. Всего оккупанты собирались "передать" четырех женщин.

Одна из женщин - Наталья Стаценко, задержана 19 июля 2019 года в Донецке. Бывшая заложница Елена Лазарева рассказала МИПЧ, что однажды видела ее в Донецком СИЗО во время прогулки. Она добавила, что врача кожно-венерологического диспансера Макеевки обвинили в шпионаже.

Журналист Станислав Асеев, которого несколько лет незаконно удерживали оккупанты, также рассказывал в комментарии "Радио Свобода", что Стаценко задержали, когда боевики получили доступ к его страницам в соцсетях. Тогда оккупанты написали женщине и схватили ее.

"Она была брошена на подвал только за то, что общалась со мной. У этой женщины сейчас колоссальные проблемы со здоровьем: нужна операция на позвоночнике. Мы неоднократно поднимали этот вопрос в ТКГ, сформировали список из 11-ти человек, которым действительно нужна срочная медицинская помощь и предложили освободить из гуманитарных соображений", - пояснил тогда Асеев.

Также боевики хотели "передать" Светлану Довгаль, которая исчезла 22 июля 2019 года. Женщину обвинили в шпионаже. Согласно открытым источникам, Довгаль после оккупации Донецка выезжала в Киев, где искала работу. Однако, впоследствии она вернулась в Донецк и работала администратором в гостинице "Виктория", которую оккупанты считают "государственной гостиницей "ДНР".

По данным МИПЧ, почти все время Довгаль удерживали в "Изоляция" - тайной тюрьме, в которой пытают людей. Некоторые бывшие заложники видели там женщину.

"После того, как ее привезли в камеру, дали лист - что-то писать. Через сутки забрали. А когда вечером вернули, она едва зашла - была вся в синяках. Затем бросили в подвал. У Светланы сахарный диабет", - отметила одна из освобожденных пленных.

При этом по состоянию на весну 2020 так называемый "судебный процесс" еще не начался.

Среди четырех женщин оказалась и Екатерина Котенко - жительница Стаханова Луганской области. Согласно данным, распространенным оккупантами, женщину "осудили за шпионаж в пользу Украины" к 12 годам. Боевики признали ее виновной якобы в содействии деятельности другого местного жителя Дмитрия Праваторова.

"Будучи женой военнослужащего "народной милиции "ЛНР", Котенко занималась сбором и передачей сведений, составляющих государственную тайну", - утверждали представители контролируемых Россией НЗФ.

В то же время по данным МИПЧ, Праваторова задержали 4 декабря 2019 года. Уже 13 апреля 2020 года его доставили в Краснолуцкую исправительную колонию №19, где он содержится до сих пор. При этом Праваторова оккупанты осудили за "кражу имущества", а не за "государственную измену" или "шпионаж".

Бывшие заложники, которых удерживали в Луганске, рассказали о том, что Котенко попала в плен случайно после того, как ее увидели рядом с сотрудником СБУ в кафе на подконтрольной Украине территории. По данным МИПЧ ее муж действительно служит в рядах боевиков.

Кроме того, оккупанты собирались "передать" Наталью Савченко, также родом из Луганска. Женщина работала врачом-гинекологом в одной из местных больниц. Указано, что с первых дней от начала вооруженного конфликта в Донбассе женщина пошла медиком в батальон боевиков "Заря".

Ее задержали в августе 2017 года и обвинили в содействии СБУ в ликвидации "начальника управления народной милиции" "ЛНР" Олега Анащенка. Последний погиб утром 4 февраля 2017 года в Луганске из-за подрыва автомобиля. В МИПЧ отметили, что Савченко была одной из трех женщин, которые проходили по этому делу. Она оказалась на месте происшествия и оказывала медицинскую помощь одному из боевиков, которых "ЛНР" также подозревала в "госизмене". Первые семь месяцев женщину удерживали в подвале "МГБ" "ЛНР" под чужой фамилией.

"Когда окажутся эти четыре женщины на свободе, пока не известно. Как и неизвестно, может ли быть расширен список", - отметили в МИПЧ.

В контекстно-медийной инициативе за права человека добавили, что такую попытку освобождения гражданских, предварительно похищенных пророссийскими боевиками, можно рассматривать как:

Представители незаконных вооруженных формирований на Донбассе пообещали отдать (без т.н. обмена) нескольких заложников. Сначала...

Опубликовано Медийная инициатива за права человека Четверг, 21 января 2021

Читайте также: Мережко: Медведчука могут привлечь к переговорам ТКГ только со стороны России

16 января оккупационные администрации ОРДЛО заявили о том, что инициируют передачу украинских граждан, среди которых есть женщины, старики и больные, - народному депутату, главе политсовета ОПЗЖ Виктору Медведчуку. Обмен был запланирован на 20 или 21 января.

Решение оккупантов привлечь частное лицо к межгосударственному и международному урегулированию вооруженных конфликтов жестко раскритиковали в украинской делегации в Минской группе и Министерстве иностранных дел.

Глава делегации Леонид Кравчук заявил о том, что частные лица не уполномочены вмешиваться в эти вопросы, потому расценивает заявления оккупантов как попытку России избежать договоренностей.

В МИД подчеркнули: своим решением Россия сознательно нивелирует роль ОБСЕ в освобождении удерживаемых лиц. Страна-агрессор давно хочет принудить Украину вести прямые переговоры с террористами.

Представители Украины в Минском процессе отмечают, что Россия и Медведчук пытаются аморально использовать пленных в своих политических интересах.

Освобожденных в рамках одностороннего обмена украинцев проверит Служба безопасности Украины. Кто эти люди, были ли они верифицированы в списках на освобождение, в каком состоянии они - пока неизвестно.