UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минздрав хочет закупить новую партию «скорых»: между производителями началась борьба за техзадание – журналистка

Пытаясь лишить конкурентов заказа, «эксперты» совершенно не думают о пациентах и медиках, для которых все это предназначено.

Министерство здравоохранения Украины планирует провести еще одну закупку «скорых» в этом году. Деньги на закупку решили отдать регионам, но при этом дать им техническое задание, от которого нельзя будет отступать.

«Удобно – вроде бы децентрализация, и ответственность не на правительстве, но закупят то, что захотят в Минздраве», - пишет журналистка Ольга Гамелуш-Минчук.

В министерстве создали рабочую группу для подготовки техзадания, куда вошли эксперты, народные депутаты и директор экспертной организации ГУО «Политехмед» Ростислав Картавцев.

Судя по предложениям членов рабочей группы, война производителей за техзадание уже началась, отмечает автор.

Директор ГУО «Политехмед» Ростислав Картавцев сразу же предложил, чтобы минимальная мощность двигателей базовых автомобилей была не меньше 160 л.с. (подходит только один производитель – ООО «Автоспецпром») Но это требование членам рабочей группы вроде бы удалось исключить.

Второй спор возник из-за предложения «Политехмеда», чтобы у приемного устройства было положение «тренделенбург» – когда пациент наклонен головой вниз – с углом наклона 15 градусов (положение используется при некоторых операциях, когда требуется отток крови от органов таза и, по словам медиков «скорой», никогда не используется при транспортировке пациентов).

Но Картавцев настаивает, что положение крайне важно для «скорой» и именно с таким углом наклона. «Почему? Потому что перечень приемных устройств с таким углом наклона очень и очень короткий», - добавляет журналистка.

Кроме того, Картавцев на заседании рабочей группы требовал исключить из техзадания такое требование к аппарату ИВЛ, как режим CPAP (режим создания положительного давления в конце выдоха – пациент не до конца выдыхает, что не дает альвеолам легких слипаться).

На сегодняшний день режим широко используется у пациентов с вирусными пневмониями, в том числе вызванными COVID-19. «Почему исключить? По словам некоторых членов рабочей группы, режим CPAP расходует много кислорода, а по факту – он есть далеко не в каждом дешевом аппарате ИВЛ», - отмечает Гамелуш-Минчук.

Отметился и народный депутат Валерий Дубиль, среди прочего предложивший, чтобы для дефибриллятора было требование «использование двухканального кабеля ЭКГ». Но поскольку таких кабелей не бывает, его инициативу члены рабочей группы всерьез не восприняли.

«Дело в том, что каждый производитель автомобилей скорой помощи оснащает свои «кареты» только тем оборудованием, которое сам ввозит в Украину или закупает у импортеров. То есть таким оборудованием, по которому у него есть контракты, и он гарантированно получит его в любых конкурентных обстоятельствах. Поэтому, как правило, у всех производителей оборудование в «скорых» одних и тех же брендов», - объясняет автор.

Если хоть по одной серьезной позиции в техзадании оборудование «не пройдет», то и сам производитель не сможет участвовать в закупке – нечем будет комплектовать машину. Именно поэтому через различных «экспертов» производители «скорых» пытаются протянуть антиконкурентные требования, чтобы другие участники не прошли, и они смогли получить весь заказ.

«Обычная практика, но очень странно, что в таких схемах участвуют должностные лица Минздрава и подконтрольных ему организаций», - пишет журналистка.

Но, рассуждая об углах наклона приемного устройства, количестве каналов кабеля ЭКГ-дефибриллятора, мощности двигателей, чиновники совершенно не думают о пациентах и медиках, для которых все это предназначено. Чиновники, народные депутаты и «эксперты» занимаются математикой, вместо того чтобы решать проблемы зарплат, качества медицинского салона, технологичности медоборудования и безопасности медперсонала.

Читайте также: Автопарк «скорых» в Украине изношен в среднем на 50% – журналистка

Пока Минздрав смотрит в небо и хвастается аэромедициной, по земле пациентов перевозят на разваливающихся «скорых». Хотя первая серия закупок машин уже закончилась и на очереди – вторая, автопарк «скорых», похоже, обновляют лишь количественно, а не качественно. И это не только не решает, а еще больше усугубляет проблему. Почему так происходит? Читайте в статье Ольги Гамелуш-Минчук «На «честном слове»» в ZN.UA.