UA / RU
Поддержать ZN.ua

СМИ и медийные ОО требуют вернуть аккредитацию, отобранную из-за освещения событий в Херсоне: что произошло

В Генштабе заявили, что СМИ оказались в освобожденном от россиян городе без разрешения военных.

Украинские и иностранные СМИ и медийные организации написали письмо в адрес президента Владимира Зеленского, главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного и министра обороны Алексея Резникова, в которой требуют принять меры, «чтобы разрешить конфликтную ситуацию, вызванную неэффективностью и непрофессионализмом в частности, Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга». Они требуют от власти вернуть аккредитацию, которую отечественных и зарубежных журналистов лишили из-за освещения событий в Херсоне. Текст заявления полностью обнародовал Институт массовой информации (ИМИ).

В Генштабе же подчеркивают, что журналисты оказались в освобожденном городе без разрешения и нарушили прямой запрет.

Читайте также: ВСУ подняли украинский флаг еще в одном селе в Херсонской области: карта

Что предшествовало

Днем 13 ноября Генеральный штаб опубликовал заявление, в котором сообщил об отмене разрешения на работу и признании недействительными пресс-карт представителей некоторых СМИ. В сообщении отмечалось, что СМИ нарушили требование приказа Главнокомандующего ВСУ №73 и находились в Херсоне без разрешения.

«Недавно некоторые представители СМИ, игнорируя существующие запреты и предостережения, без согласования с соответствующими командирами и службами связей с общественностью воинских частей осуществляли информационную деятельность в городе Херсон еще до завершения стабилизационных мероприятий», - заявили в Генштабе.

Руководитель Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Наталья Гуменюк в комментарии «Детектор-медиа» рассказала, что запрет на посещение Херсона до завершения стабилизационных мероприятий распространялся на всех. Представители же СМИ, оказавшиеся в городе – «это так же, как люди, которые переходят улицу на красный свет: все знают, что этого нельзя делать, это официально запрещено, но они все равно переходят. И даже часто им за это ничего не бывает. Так и здесь сработало: люди попали туда, мы об этом узнали постфактум и разбираемся с каждой ситуацией в отдельности. Как это было - при содействии каких-то военных, которые взяли на себя ответственность? Если да, то мы проводим служебный разбор и будут сделаны выводы, проведена работа на уровне дисциплинарного взыскания».

Гуменюк также добавила, что существует опасность для журналистов. Так, по ее словам, представители СМИ собирались арендовать квартиры и оставаться надолго, но квартиры в недавно освободившемся городе могут быть заминированы. Кроме того, в Херсоне продолжаются стабилизационные мероприятия и действуют ограничения на въезд в город.

Гуменюк подчеркнула, что никто из СМИ не получал никаких разрешений, несмотря на то, что у «Детектор-медиа» была информация, что одна съемочная группа добралась до Херсона вместе с военными.

«Но мы продолжаем работу и выясняем обстоятельства, как там оказалось несколько съемочных групп, и выясняем, кто они, как они проехали и какие были обстоятельства. Как они обошли блокпосты, потому что не все проехали через блокпост. Кто-то проехал в объезд. Недавно была такая ситуация: очень опытные журналисты Associated Press поехали в оккупированную Александровку и попали под обстрел, потеряли автомобиль и технику. И они были лишены аккредитации; и к тому же само агентство Associated Press поддержало лишение аккредитации. Потому что они нарушили установленный порядок», – заявила она.

Реакция журналистов

В заявлении, опубликованном ИМИ, медийщики, в частности, призвали провести внутреннее расследование «непрофессиональной работы коммуникационного отдела ОК Юг и в целом коммуникационного сектора Министерства обороны Украины и принять соответствующие кадровые решения».

«Убрать излишнюю и недейственную бюрократию, в частности, ненужные документы и согласования, внедренные Объединенным координационным пресс-центром Сил обороны юга. У журналистов уже есть аккредитация МО, которая является официальным разрешением на работу. Дополнительные документы и разрешения, которые, к тому же, применяются непрофессионально и выборочно, усложняют работу журналистов и негативно отражаются на освещении важнейших событий в Украине для украинской и мировой аудитории», - заявили они.

В заявлении также говорится, что «репортажи украинских и зарубежных журналистов, сделанные в освобожденном Херсоне, стали огромным вкладом в нашу победу. Весь мир облетели кадры коллег из CNN, SkyNews и других ведущих иностранных и украинских медиа. Они показали радость, с которой херсонцы встречают украинскую армию, опровергая тем самым ложь российской пропаганды. Их материалы являются также важными документами украинской истории, которая творится сейчас».

Коммуникационные же структуры министерства обороны в нем обвиняют в том, что они «не смогли построить механизм допуска журналистов и решили просто запретить абсолютно всем журналистам работать, ссылаясь на опасность пребывания в только что освобожденном городе».

Заявление подписали: Медіарух; Центр по правам человека ZMINA; Texty.org.ua; Команда hromadske; Фонд Суспільність; Главный редактор АИА "Гал-инфо" Маринюк Андрей; Дмитрий Ларин, УП; Галина Еремица, журналистка, Черновцы; Елена Демченко, Могилянская школа журналистики; Ангелина Страшкулич, корреспондентка "Укринформа"; Дмитрий Галко, военный корреспондент; Роман Кабачий, медиаэксперт, журналист и публицист; Александра Ефименко, украинская корреспондентка-фрилансерша; Карноза Константин, фиксер для иностранных медиа; Тарас Дудей, ведущий новостей ТАВР МЕДІА; Артем Лысак, журналист, продюсер Sky News.

На лишение представителей СМИ аккредитации отреагировал и уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец, обратившийся к министру обороны. Он отметил, что контроль доступа медиа в условиях войны нужен, но недостаточна коммуникация с международными медиа, задачей которых является давать оперативную информацию с места событий, чтобы ее видели граждане стран-партнеров.

Лубинец считает неприемлемой отмену разрешения на работу и считает, что «необходимо пересмотреть это решение и подходы к работе гражданско-военного сотрудничества с медиа».