Обыск в НАБУ проходят по факту якобы незаконного прослушивания фигурантов в деле "сахарного зампрокурора" Киевской области Александра Колесника, рассказал глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник.
"Обыск проходил по факту якобы незаконной прослушки фигурантов в "деле сахарного прокурора" (зампрокурора Киевской области Александра Колесника, подозреваемого в махинациях с сахаром на сумму в 300 млн грн, - ред.). Это производство ГПУ начало в апреле 2016 года, как раз в тот момент, когда в публичной плоскости начались дискуссии по вопросу того, чтобы НАБУ смогло самостоятельно снимать информацию с каналов связи. Это производство изначально незаконно зарегистрировано, потому что мы сами не снимаем информацию, мы это делаем через СБУ", - заявил Сытник в комментарии "РБК-Украина".
По его словам, представители ГПУ во главе с руководителем так называемого "департамента Грановского" (так неофициально называют департамент по делам госслужбы и собственности ГПУ, - ред.) Владимиром Гуцуляком пришли в НАБУ с обыском на основании решения Печерского суда.
"Решение суда было абсолютно неконкретное и немотивированное. Это производство я связываю исключительно с тем, чтобы не допустить положительного голосования в Раде за этот законопроект (который разрешает НАБУ самостоятельно прослушивать чиновников, - ред.)", - отметил глава НАБУ.
Он также заявил, что НАБУ передал сотрудникам ГПУ документы, которые указывают, что те обстоятельства, на которые они ссылаются, не соответствуют действительности.
"Мы с их руководителем попили кофе, и он лично получил эту справку. Я уже неоднократно заявлял о том, что такие искусственные производства будут постоянно сопровождать нашу работу, и мы воспринимаем это как сопротивление нашей работе. Но это еще один аргумент в пользу того, что нам нужно предоставить возможность самостоятельно снимать информацию с каналов связи, - сказал Сытник. - Мы ожидаем дальнейшего сопротивления нашей работе, но мы к нему готовы. Нас это не остановит. Мы и САП будем продолжать следствие по делу сахарного прокурора".
Позиция ГПУ
В свою очередь генеральный прокурор Юрий Луценко на специальном брифинге заявил, что НАБУ прослушивало не сотрудника ГПУ, а "обычного гражданина".
"Этот гражданин не является должностным лицом и никоим образом не связан с делом ("сахарного прокурора" - ред.) - сказал он.
По его словам, заявку на прослушивание подавали детективы бюро через СБУ. И для ГПУ сейчас "важно понять, знали ли детективы НАБУ о том, что прослушивают не причастный к уголовному делу телефон".
Луценко также сообщил, что перед тем, как отправить следователей в здание НАБУ, он позвонил Сытнику и предупредил его об этом. При этом генпрокурор призвал общество и политиков не радикализировать ситуацию.
Сытник ранее сообщил, что в качестве основания для обыска в предъявленной ГПУ постановлении было отмечено расследование уголовного производства от 22.04.2016 г.. "по факту совершения незаконного прослушивания сотрудниками НАБ телефонных разговоров одного из фигурантов уголовных производств, которое расследует бюро". В ответ бюро ГПУ представило документы, подтверждающие законность действий бюро.
Также было разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством НАБ не имеет полномочий для осуществления автономного прослушивания и пользуется мощностями СБУ, поэтому факты, приведенные в качестве основания для обыска, так же как и сведения, внесенные в ЕРДР в рамках данного производства, не соответствуют действительности.
В марте 2016 года глава НАБУ Артемом Сытник прокомментировал информацию ZN.UA о том, что вице-президент США Джо Байден дважды в беседе с президентом Украины Петром Порошенко настаивал на необходимости обеспечения НАБУ отдельной от СБУ технической возможностью вести прослушивание. Он также сообщил, что в настоящее время НАБУ сотрудничает с ФБР. "Если мы их о чем то попросим, то они могут подключить финансовую разведку", - сказал глава Национального антикоррупционного бюро.
В июле Комитет Верховной Рады Украины по вопросам противодействия и предотвращения коррупции поддержал инициативу добавить НАБУ к органам, имеющим полномочия снимать информацию с каналов связи в рамках проведения негласных следственных действий. Комитет единогласно рекомендовал Верховной Раде принять законопроект №4721 в целом.