КСУ совместно с Уполномоченной, а заодно с целой армией государственных чиновников, экспертов, ученых, потратили год времени и средства налогоплательщиков, занимаясь делом, которое вообще не требовало его вмешательстве как суда права.
Об этом пишет в своей статье для ZN.UA Марина Ставнийчук, председатель правления Общественного объединения "За демократию через право", член Венецианской комиссии от Украины (2009-2013).
Она напоминает, что Конституционный суд Украины в начале сентября вынес решение в деле по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений ч. 5 статьи 21 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (дело о заблаговременном извещении о проведении публичных богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий). Как и следовало ожидать, КСУ пришел к выводу, что эти положения Закона и Указ Президиума ВС СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" (от 1988 г.) не отвечают Конституции и теряют силу.
"КСУ выжимал из себя это и так очевидное решение в течение почти года. Это и понятно. Дело же "сложное"! (Не то что, например, изменения в Конституцию Украины в части правосудия, относительно которых превентивный контроль осуществили за один субботний день). К делу были привлечены АПУ, аппарат ВРУ, министерства юстиции, культуры, внутренних дел, СБУ, ВАСУ, КГГА, Украинский Хельсинский союз по правам человека, Всеукраинская Рада Церквей и религиозных организаций, Институт религиозной свободы, советники по юридическим вопросам Координатора проектов ОБСЕ, ученые Киевского, Львовского и Ужгородского Национальных университетов, Национальной академии внутренних дел, Национального юридического университета. Привожу этот чрезвычайный перечень участников процесса конституционного правосудия, чтобы показать6 на самом деле эта огромная гора родила мышь…", - говорится в статье.
По мнению Ставнийчук, принятое решение КСУ не имеет никакого влияния на действенное решение вопроса свободы мирных собраний в Украине.
"Ведь и в конституционно-правовой доктрине, и в политической реальности, а также в практике проведения мирных собраний, в национальном и международном правосудии в течение последние лет достигнута единая общая правовая позиция - необходимость создания законодательного механизма во исполнение статей 39, 92 Конституции для гарантирования мирных собраний в Украине на основе верховенства права, безусловного приоритета естественных прав и свобод, а следовательно - презумпции их свободы…", - пишет автор.
"Таким образом, Решение КСУ, над которым Суд работал почти год, существует для "галочки": одну из них поставит себе офис Уполномоченной ВР по правам человека, другую - сам КСУ. Еще одну - вся власть: все будут рассказывать в ООН и ОБСЕ, Совете Европы о том, как изнурительно они работают и двигаются вперед… Все это укладывается в систему координат современных "реформ" - имитация вместо реальной работы. Даже более того: ситуация с обращением в КС по очевидному вопросу и годичным сроком рассмотрения в КСУ является еще одним ярким примером, простите, государственно-правового невежества. Пока это невежество будет царить во власти, мы будем жить в недемократической стране, молча будем наблюдать за несостоятельностью и элементарной безответственностью, нехваткой политико-правовой культуры, профессионализма, а на фоне всего этого - будем фиксировать тренды "сильной руки", - говорится в статье.
Подробнее читайте в статье Марины Ставнийчук "Свобода мирных собраний: необходимо реальное решение" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".