Темпы инспекций судов, перевозящих украинское зерно и другие продовольственные товары на экспорт по "зерновому коридору", снизились вдвое по сравнению с пиковыми, что создает задержки перевозок продуктов питания в развивающиеся страны, где люди голодают.
Об этом говорят представители ООН и Украины, пишет Associated Press.
Инспекционные группы из России, Украины, ООН и Турции следят за тем, чтобы суда перевозили только продовольствие и другую сельскохозяйственную продукцию, но не оружие. Некоторые американские и украинские чиновники обвиняют Россию в намеренном замедлении инспекций. Россия отрицает злой умысел.
По данным Совместного координационного центра в Стамбуле, в августе, когда зерновая инициатива начала осуществляться, в среднем в день проводилось только 4,1 инспекции судов — как направляющихся в Украину, так и покидающих ее.
В сентябре количество инспекций подскочило до 10,4 в день, а в октябре достигло пика - 10,6. С тех пор идет спад: 7,3 в ноябре, 6,5 в декабре и 5,3 в январе.
"Мы надеялись, что в 2023 году будет наблюдаться рост ежедневного числа инспекций, а не его сокращение вдвое", — сказала администратор USAID Саманта Пауэр в четверг в интервью на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Пауэр заявила, что США "очень обеспокоены" тем, что Москва может намеренно тянуть с проведением инспекций.
"Затраты на фактический экспорт и транспортировку сейчас выросли на 20%, потому что у вас есть экипажи, которые просто простаивают в течение дополнительного времени, которое требуется, потому что Российская Федерация сократила количество инспекций", — сказала она.
"Похоже, это намеренное замедление работы механизма", — добавила Пауэр, повторив аналогичные комментарии посла США в ООН Линды Томас-Гринфилд, сделанные 13 января в Совете Безопасности. Она обвинила Россию в намеренном замедлении инспекций.
Более 100 судов ожидают в водах у берегов Турции либо инспекции, либо рассмотрения их заявок на участие, причем время ожидания судов между подачей заявки и инспекцией составило в среднем 21 день за последние две недели, по данным ООН.
Несмотря на меньшее количество среднесуточных инспекций, данные ООН показывают, что в прошлом месяце через границу прошло 3,7 млн тонн по сравнению с 2,6 млн в ноябре. Координационный центр объяснил это тем, что в декабре использовались более крупные суда.
Официальные лица опасаются того, что будет дальше. Заместитель пресс-секретаря ООН в Нью-Йорке Фархан Хак связал замедление темпов проведения инспекций с задержкой судов, заявив, что темпы должны быть увеличены, но не стал возлагать вину на Россию.
"Мы призываем все стороны работать над устранением препятствий для сокращения отставания и повышения эффективности нашей работы, — сказал он журналистам. — Мы добиваемся увеличения числа инспекций. Мы добиваемся того, чтобы инспекции проводились быстро и тщательно".
Черноморская зерновая инициатива была разработана, чтобы высвободить украинскую пшеницу, ячмень и другие продукты питания из заблокированных Россией Черноморских портов Украины. Они критически важны для стран Африки, Ближнего Востока и Азии, где снижение поставок привело к резкому росту цен на продовольствие и способствовало тому, что все больше людей оказались в нищете.
На вопрос, намеренно ли Россия замедляет инспекции, Александр Пчеляков, пресс-секретарь российской дипломатической миссии при учреждениях ООН в Женеве, сказал: "Это просто неправда".
"Российская сторона придерживается количества ежедневных инспекций в соответствии с достигнутыми договоренностями", — сказал он в текстовом сообщении.
В четверг Министерство инфраструктуры Украины в своем сообщении в Facebook сообщило, что отставание в приеме судов началось в ноябре.
"Среднее время ожидания составляет от 2 до 5 недель, что приводит к миллионным убыткам для грузовладельцев", — написало министерство, добавив, что Россия "искусственно сократила количество инспекционных групп с 5 до 3 без каких-либо объяснений".
Время, необходимое для проведения инспекций, было "искусственно увеличено путем проверки работы судов", добавило министерство, заявив, что были случаи, "когда россияне отказывались работать по надуманным причинам".
Министерство обвинило Россию в "целенаправленном саботаже", заявив, что с октября порты были вынуждены работать вполсилы, а приток судов сократился.
Зерновая инициатива, посредниками в которой выступили ООН и Турция, сопровождалась отдельным соглашением о помощи России в экспорте продовольствия и удобрений, поскольку фермеры во всем мире сталкиваются с резким ростом цен на удобрения.
Россия жалуется, что западные санкции создают препятствия для ее сельскохозяйственного экспорта. Хотя санкции не направлены на российские продукты питания или удобрения, многие судоходные и страховые компании не желают иметь дело с Москвой, либо отказываясь делать это, либо значительно повышая цену.
В целом, по данным ООН, в рамках сделки с 1 августа в 43 страны было экспортировано 17,8 млн тонн украинской сельскохозяйственной продукции. Китай — ключевой союзник России — был основным получателем, за ним следуют Испания и Турция.
Страны с низким и ниже среднего уровнем дохода получили 44% пшеницы, экспортированной в рамках сделки, причем почти две трети этого объема пришлось на развивающиеся страны, сообщил всемирный орган. Всемирная продовольственная программа ООН закупила 8% от общего объема.
По данным ООН, около 350 миллионов человек во всем мире находятся на грани голода из-за конфликтов, изменения климата и COVID-19, что на 200 миллионов человек больше, чем до пандемии.