UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китайского блогера, распространявшего видео о войне в Украине, назвали национальным предателем

Он не согласен и не собирается покидать Украину до ее победы.

Китайского блогера, который начал снимать видео и показывать правду о войне в Украине, объявили национальным предателем и заблокировали во всех китайских соцсетях. Об этом сообщает CNN.

Его ежедневные видеоролики, размещенные на различных платформах, включая YouTube и китайское приложение для обмена сообщениями WeChat, быстро завоевали популярность как редкий голос, предлагающий китайской аудитории заглянуть в раздираемую войной Украину, что резко контрастирует с китайскими государственными СМИ, которые продвигали российскую дезинформацию, такую ​​как как голословные утверждения, что украинские солдаты используют «нацистскую» тактику.

В одном популярном видеоролике Ван поднял свой китайский паспорт и сказал: «Эти украинские защитники не нацисты, они программисты, простые люди, парикмахеры — вот какие это люди».

Но при этом он оказался в эпицентре запутанной полемики, когда Китай столкнулся с международным давлением, поскольку он отказывается осудить российское вторжение, и потоком пророссийских настроений в сильно ограниченных цензурой социальных сетях Китая — что Ван надеялся изменить.

Реакция критиков

Ван изучал искусство в колледже, ему нравились танцы, музыка и рисование, поэтому, когда четыре года назад он переехал в Одессу по работе, ему сразу же понравилась «творческая атмосфера» города. В одном из видеороликов, опубликованных в прошлом году в его аккаунте Douyin, был показан мужчина, играющий на пианино в красочной комнате, заполненной книгами и картинами.

Его видео теперь выглядят совсем по-другому. Некоторые из них сняты поздно ночью на фоне звуков взрывов и сирен воздушной тревоги. В других роликах показаны кадры из повседневной жизни — тихие улицы, украинские флаги, вывешенные снаружи зданий и нарисованные на стенах.

«Это воздушная тревога? Эти ублюдки снова идут», — сказал он в одном видео. «Люди занимаются своими делами, мой сосед снова гуляет с собакой. Это наша Одесса».

Читайте также: В Белом доме рассказали, о чем говорили Байден и Цзиньпин

В других видео он был более жестким.

«Кто-то сказал мне в наши дни, что в обществе действуют законы джунглей, где власть исходит из дула ружья», — сказал он, ссылаясь на известную цитату коммунистического лидера Мао Цзэдуна. — Где в этом смысл?»

По мере того, как эти видео начали привлекать внимание, иногда набирая более 140 000 просмотров, росло и количество критиков, которые называли его национальным предателем.

«Вам больше не нужен этот китайский паспорт, вы уже забыли, из какой вы страны», — гласил один популярный комментарий к Douyin. «Официальная позиция страны должна быть позицией всего китайского народа».

Китай пытался занять нейтральную позицию, предпочитая не осуждать Россию и даже не называть это вторжением, часто заявляя, что необходимо учитывать «законные интересы безопасности всех стран».

В телефонном разговоре с президентом США Джо Байденом в пятницу председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что обе страны несут ответственность за обеспечение мира. Но впоследствии Белый дом заявил, что по-прежнему обеспокоен тем, что Китай может оказать помощь России.

Читайте также: YouTube начал блокировку всех государственных росСМИ по всему миру

«Я не понимаю, как я «предал» страну», — сказал Ван CNN. Он сказал, что, имея ограниченный доступ к новостным передачам и широко распространенную дезинформацию в Интернете, он не понимает позицию Китая или России — все, что он знал, это то, что «каждый день город подвергается обстрелу, многие были убиты».

Комментарии анонимных незнакомцев в сети его не беспокоят, но беспокоят, когда они исходят от людей, которые ему небезразличны, например, от сотрудника китайского посольства, которого он знал по своему предыдущему месту жительства в Северной Македонии.

Он сказал, что сотрудник недавно связался с ним, намекнув, что Вану платят за публикацию его видео, и спросил: «Кто вас прислал?» Когда Ван заявил, что делает это не из-за денег, сотрудник ответил: «Ваше нынешнее поведение не соответствует национальным интересам. Я хочу разорвать с вами отношения, давайте заблокируем друг друга».

Это «действительно ранило мое сердце», — сказал Ван.

Решил остаться

По его словам, китайские цензоры также расправились с его видео в Интернете. Хотя все его видео остались на YouTube, который заблокирован в Китае, за исключением тех, у кого есть VPN, только около 80% его видео остались на WeChat и менее 20% на Douyin.

Он не знает, какие правила он нарушил. Он так расстроился, что в одном видео от 7 марта заклеил рот черной лентой крестиком, молча жестикулируя в камеру, чтобы показать, что он в безопасности и все еще в Одессе.

После разговора с CNN его учетные записи в китайских социальных сетях были заблокированы, из-за чего он не мог связаться со своей семьей дома.

По его словам, он получил «бесчисленное количество» сообщений от знакомых, в которых на него оказывалось давление, чтобы он перестал публиковать сообщения. Но он не собирается этого делать.

Читайте также: FT: США угрожали, а Китай обвинял — Байден и Си Цзиньпин не смогли преодолеть разногласия по поводу войны в Украине

«Я хочу (обеспечить) некоторый голос для людей в Украине, для героев, для моих соседей. Потому что в моих глазах они все герои», — сказал он. «Я вижу людей спокойными, я вижу людей смелыми ... Я хочу напомнить вам, чтобы вы видели, кто умирает, кто убит».

Есть признаки того, что его посыл может найти адресата. Под его видео ненавистнические комментарии чередуются с добрыми пожеланиями зрителей, призывающих его оставаться в безопасности и эвакуироваться. Горстка комментариев выражает поддержку Украине.

Но пока Ван не собирается уезжать — до тех пор, пока «Одесса не будет слишком разрушена, чтобы люди могли там остаться», — сказал он. Он добавил, что помимо своей привязанности к городу, это было делом принципа: «Я не переношу, когда издеваются над людьми у меня на глазах».

Когда он не снимает видео, Ван оказывает волонтерскую помощь в ремонте мобильных телефонов людей и помощи перемещенным лицам.

«(Если) бы я развернулся и уехал, этого было бы достаточно, чтобы я сожалел об этом всю оставшуюся жизнь», — сказал он. «У меня нет интереса или желания покидать Украину, пока война не закончится и Украина не победит».