Недавно исполнилось два работы Высшего антикоррупционного суда. За это время судьи вынесли 45 приговоров в отношении депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, руководителей госпредприятий. Однако в адрес ВАКС, НАБУ и САП звучат претензии, что приговоры касаются исключительно мелких чиновников, а по-настоящему «большую рыбу» никто не трогает.
Юрист Центра противодействия коррупции Вадим Валько в статье для «Почему до сих пор нет приговоров в делах Мартыненко, Насирова, Труханова, и как это можно исправить» объясняет, на каком этапе находятся наиболее громкие коррупционные дела.
Бывший глава ГФС Роман Насиров обвиняется в злоупотреблении служебным положением и служебном подлоге. По версии следствия, он предоставлял незаконные рассрочки долга по уплате платежей фирмам, связанным с бывшим народным депутатом Александром Онищенко и его «газовой схемой». Убытки составляли свыше 2 млрд грн.
Вместе из Насировым на скамье подсудимых находится его бывший подчиненный, экс-руководитель одного из департаментов ГФС Владимир Новиков. Им грозит до шести лет заключения.
В конце ноября 2017 года обвинительный акт направили в Шевченковский районный суд Киева. Там за два года назначили около 30 судебных заседаний, но все это время прокуроры просто зачитывали обвинительный акт, поскольку адвокаты Насирова потребовали от них озвучить все 774 страницы.
«С такими темпами рассмотрения только на это должно было пойти около двух лет. Однако в сентябре 2019 года дело передали в ВАКС. Параллельно изменили законодательство, которое позволило прокурорам озвучить краткое изложение обвинительного акта всего за 10 минут», - пишет Валько.
На рассмотрение дела судьи уже потратили 22 месяца, за это время назначили свыше 60 судебных заседаний, некоторые из них переносили из-за карантина, болезни судей или участников дела.
Не обошлось и без попыток адвокатов затянуть рассмотрение. Так, бывший адвокат обвиняемого Новикова четыре раза не приходил на заседания, объясняя неявку «самоизоляцией» в Ровенской области. Тогда же прокуроры зафиксировали его встречу с подзащитным в Киеве. В конечном итоге этого защитника заменили.
Сейчас суд уже допросил нескольких ключевых свидетелей, в частности Игоря Билоуса, возглавлявшего ГФС в 2014 году, и Юрия Дубинского, который был ответственным за создание фиктивных предприятий для Онищенко. Также судьи исследовали необходимые документы.
Кейс Насирова – одно из самых больших по объему дел НАБУ, в котором надо исследовать сотни томов и допросить десятки свидетелей. В свою очередь обвиняемые не отстают в затягивании дела.
«Сперва они зачитывали практически каждую страницу каждого тома предоставленных прокурором документов. После этого суд сменил порядок, предоставив адвокатам и обвиняемым возможность комментировать не каждый том отдельно, а совокупно все доказательства, собранные в определенной области. И хотя Насиров и Новиков продолжают зачитывать то же самое, что озвучивает прокурор (названия документов, дату их принятия, реквизиты и т.п.), теперь у обвиняемых есть лишь три заседания на каждую область для объявления позиции относительно документов, что немного ускоряет рассмотрение», - отмечает автор.
Судьи адекватно реагируют на злоупотребления защиты, стараются оптимизировать работу, меняя порядок, или находят возможность назначать дополнительные заседания, когда появляется свободное время в расписании, отмечает автор.
«И хотя темпы рассмотрения едва ли не самые быстрые из всех топ-дел ВАКС, ожидать приговора в этом году точно не следует, ведь еще надо завершить изучение материалов прокуратуры, допросить часть свидетелей и исследовать доказательства защиты», - резюмирует юрист.
Подробнее о том, на каком этапе находятся сейчас наиболее громкие коррупционные дела, и какова причина того, что ни в одном из них до сих пор нет приговора, читайте в статье Вадима Валько «Почему до сих пор нет приговоров в делах Мартыненко, Насирова, Труханова, и как это можно исправить» в ZN.UA.