Левый двигатель разбившегося под Чугуевом самолета Ан-26 переработал 589 летных часов сверх нормы, но вместо капремонта получил продление ресурса, пишет журналист Юрий Бутусов.
До аварии 25 сентября самолет совершил пять успешных вылетов. Проблемы возникли на шестой раз – через семь минут после взлета вышел из строя датчик ИКМ (измеритель крутящего момента) левого двигателя.
Оценив ситуацию, командир корабля Богдан Кишеня принял решение садиться, но на подходе к земле самолет потерял управление и упал. Предварительные выводы экспертов говорят о том, что причиной аварии стал отказ левого двигателя.
Что же произошло с двигателем? Работы по продлению ресурса Ан-26 в течение десяти дней выполняло ГП «Антонов», 20 августа был подготовлен соответствующий акт №26/5608/2020/19.
В документах, полученных «Цензор.Нет» от источников на предприятии, указано, что двигатель АИ-24ВТ № Н474ВТ128 был изготовлен 30 декабря 1977 года. Капитальный ремонт проводился в 1990 году, и срок службы двигателя после этого был установлен в 13 лет и 1750 летных часов.
В 2003 году его должны были отремонтировать или заменить. Но к 2020 году двигатель наработал уже 2339 летных часов, что на 589 часов больше, чем допустимый после капремонта максимум.
«В июне 2020-го года, согласно письму УЭР/9-01013 от 24.06.2020, ресурс двигателя Ан-26 с бортовым номером 76 был продлен специалистами завода «Мотор Сич» до 5 июня 2021-го года и 2550 летных часов», - пишет Бутусов со ссылкой на документы, полученные от источников в «Антонове».
Такое продление на 800 часов превышает указанное в документах по эксплуатации. Таким образом, крайне изношенному двигателю не только не провели капитальный ремонт, но и продлили ресурс.
По словам Бутусова, схема с продлением ресурса двигателей вместо капитального ремонта существовала в Министерстве обороны не первый год: «Министерство обороны экономило, и заключало контракт на продление ресурса двигателей. То есть приезжали специалисты завода «Мотор Сич», проверяли состояние двигателя, и выносили решение – годен».
Правый двигатель Ан-26 был изготовлен в 1974 году и прошел пять капитальных ремонтов, последний – в 1993 году на «Мотор Сичи». После ремонта двигателю был установлен ресурс в 1000 летных часов и 7 лет службы.
Вместо этого к 2020-му двигатель прошел 1662 часа и 20 лет службы. Но его ресурс постоянно продлевали, а капремонт не проводился. Он, как и левый двигатель, мог в любой момент стать причиной аварии.
«Также надлежит изучить надежность винтов АВ-72Т, изготовленных в 1988-89 годах, и проходивших после этого капитальные ремонты. Но у них ресурс эксплуатации после капремонта не был превышен», - добавляет журналист.
Необходимо проверить состояние двигателей других украинских военных самолетов, узнать, кто дает приказ пренебречь требованиями безопасности и сэкономить на капремонте, считает он.
«Преступная традиция делать ремонт на бумаге привела к трагедии. И теперь гибель 26 человек, гибель молодых людей - на совести тех инженеров завода, чиновников Минобороны и командования ВСУ, кто взял на себя ответственность и продлил изношенный двигатель... Руководители государства, МО, ВСУ, директора «Антонова», «Мотор Сичи», обязаны сейчас сообщить, какие решения они принимают, чтобы не допустить повторение таких трагедий снова», - резюмировал он.
25 сентября под Чугуевом разбился военно-транспортный самолет Ан-26. На нем совершали учебный полет курсанты Харьковского университета Воздушных сил им. Ивана Кожедуба.
На борту находились 27 человек – семь членов экипажа и 20 курсантов. В живых остались двое курсантов, медики боролись за их жизнь, но пострадавшего в критическом состоянии спасти не удалось. В больнице остается курсант Вячеслав Злочевский, медики оценивают его состояние как среднетяжелое.
Следствие рассматривает четыре версии авиакатастрофы, приоритетной является версия об отказе двигателя.