Из-за российских ударов по энергетической инфраструктуре украинцы сталкиваются длительными отключениями света. Как помочь детям справиться со страхом темноты, поддержать и не допустить хронического стресса? Самым простым способом является игра.
Когда один канал восприятия депривирован, перевозбужден или неактивен, другие в большей нагрузке и чувствительности. Ощущение близости при переживании сложного опыта придает сил.
«Страх темноты – это, с одной стороны, возрастной страх у детей. С другой – одно из последствий хронического стресса и травматизации. Для того чтобы поддержать ребенка, чтобы не допустить обострения его состояния – мы можем предложить игры. Игра – самый простой способ трансформировать напряжение», - объясняет детский психолог Светлана Ройз.
Аудиальные игры и игры со словами:
- Петь хором;
- Играть на музыкальных инструментах;
- Играть на воображаемых музыкальных инструментах. Издавать звуки, словно стучим в литавры, бьем в барабаны, играем на скрипке;
- «Тарабарский язык». Говорить друг с другом на «тарабарском языке», то есть вымышленном, пытаясь по интонации угадать, о чем говорит каждый;
- Вместе рассказывать скороговорки;
- Играть в «белые хвастушки». А именно, кричать: «А я…!!!» и рассказывать о том, что действительно умеем и что удалось;
- «Alias». Угадывать слово по описанию. Но важно не называть самое слово;
- Рассказывать истории на тему;
- Рассказывать что-нибудь, чтобы уложиться в одну минуту;
- «Голоса животных». Кто-то издает звук – другие угадывают. Кто угадал первый, становится ведущим;
- Игра в слова. Следующий игрок называет слово на последнюю букву слова предыдущего игрока;
- «К счастью, к сожалению». Кто-то придумывает ситуацию, а игроки поочередно предлагают продолжение, начиная со слов «увы», а следующий игрок – «к счастью»;
- «Испорченный телефон». Шепотом передавать слово друг другу. В конце узнаем, что услышал последний игрок;
- «Сказка». Сочинить сказку, когда каждый говорит по предложению;
- «Наоборот». Говорить слова наоборот, не записывая их. Например, «чайник» – «кинйач», «стена» – «анетс»;
- «Я загадал». Рассказать о загаданном слове, не называя его. Например, «Я загадал – белый, холодный, скрипит под ногами, тает…»;
- Загадать предмет. Все остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет»;
- Рифма. Назвать четыре (или два) случайных слова, к которым нужно найти рифму или придумать стихотворение на чеыре строки;
- «Буква». Назвать слова только на заданную букву. Вариант для взрослых: назвать слова на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку;
- Ищем сходство. Назвать два случайных слова, а другие должны угадать, чем они могут быть похожи.
- «Волшебный язык». Для детей, которые учатся разбирать слова на слоги, можно говорить слова, добавляя дополнительный слог «жи», «ма» или «хрю»;
- «Небылицы». Сочинять начало предложения, к которому нужно придумать абсолютно «нелепое» и нереальное продолжение;
- Найти ассоциации. Один игрок называет слово, следующий – свою ассоциацию к этому слову. Детям можно объяснить так: «Первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово»;
- «Это слово умеет…». Описать слово его «умениями»;
- «Слово, которого нет». Сочинять слова, которых не существует, и что они могли бы означать на языке пришельцев.
Важно прикасаться к ребенку, только предупреждая его, и, когда получите разрешение. Помните, что в темноте ощущение прикосновений будет восприниматься усиленно.
Для контакта с телом могут потребоваться пледы, чтобы накрыться и ощущать большую безопасность, леденцы, которые можно рассасывать, чтобы чувствовать вкус, жевательные резинки, вода, а также игрушки, которые можно сжимать в руках, «поп-иты».
Телесные игры могут быть такие:
- «Азбука Морзе». Передавать простые слова прикосновениями. Но заранее нужно выучить несколько букв;
- «Круг любви». Взяться за руки, игроки должны осторожно сжать ладонь сидящему за ними по часовой стрелке;
- «Волшебные прикосновения». Представить, что тело – это музыкальный инструмент. И любая часть тела издает определенный звук. Тогда прикасаться к ребенку ладонью, чтобы он пел, мурлыкал, кукурекал и т.п.;
- Отбивать ритм вместе. Это может быть знакомая песня, также можно создавать общий ритм (например, дождя), предлагать отстучать ритм зубами, щелкать языком, отбивать ладонью, ногами и т.п.;
- Обнимать друг друга и целовать разными объятиями и поцелуями (для родителей и детей). А именно, оранжевыми, клубничными, радужными, квадратными и т.д.
- Танцевать под воображаемую мелодию или под пение песен;
- Передавать предмет в кругу, когда у игроков закрыты глаза. Тогда – прикасаться к нему и угадывать, что это, или предлагать, как его можно использовать;
- «Прикосновения – незнакомцы». Касаться ладоней ведущего только приятными прикосновениями, чтобы ведущий угадал, кто касается;
- Представить, что попал на новую планетку, на которой нет обычного света. А потом – вообразить, как на ней можно адаптироваться;
- Сделать себе шалаш из подушек и одеял;
- Если пространство знакомо и безопасно, играть в «лова». Ведущий должен поймать игроков, хлопающих в ладоши.
Если есть фонарик:
- Играть в теневой театр руками. Создавать руками разные фигурки;
- Играть в теневой театр, используя игрушки. Нужо подсвечивать их, чтобы была тень;
- Сделать проектор из стаканчика и пленки;
- Смотреть сквозь дуршлаг на «звезды».
Вражеский расчет на панику и уныние провалился, как и все остальные, на что они рассчитывают. Что дальше? Читайте в статье социального психолога Олега Покальчука «Ой, а разговоров сколько было!» Внезапный блэкаут и его размеры».