Дискуссии о разрешении или запрете на мобильные телефоны в школах ведутся во всех странах мира. Противники использования гаджетов настаивают: они негативно влияют на успеваемость школьников, отвлекают, затрудняют концентрацию внимания и ухудшают усвоение материала.
Насколько обоснованы их опасения? Американские исследователи Джеффри Кузнекоф и Скотт Титсворт изучали, как влияет на обучение детей использование мобильных во время уроков.
Участники трех разных учебных групп просмотрели видеолекцию, сделали конспект и написали две контрольные. Ученики, которые не пользовались телефонами, записывали в своих конспектах на 62% больше информации. Они делали более подробные заметки и могли вспомнить больше подробностей из лекции. В итоге, группа без телефонов набрала в тесте на полтора балла больше, чем ученики, активно пользовавшиеся своими девайсами.
"Дети, которые занимаются на уроке онлайн-серфингом, менее успешны в обучении, чем вежливо сидящие на занятиях без мобилок. Согласно результатам исследования, "серферы" записывают подробную информацию на 38% меньше, на 51% меньше запоминают, а их результаты в тестах на выбор одного правильного ответа – на 20% хуже", - пишет в своей статье для ZN.UA образовательный эксперт Инна Совсун.
Исследования указывают также на один чрезвычайно интересный и неутешительный факт. Оказывается, активное пользование телефоном во время урока влияет на память детей! Переписка в мессенджерах и просмотр мемов ухудшают не только краткосрочную память школьников, но и их способность сохранять информацию продолжительное время.
Ученые пришли к выводу о том, что и учителя, и сами ученики должны приложить усилия, чтобы сократить время мобильного онлайна на занятиях.
В то же время Лондонская школа экономики проанализировала влияние запрета мобильных на результаты тестов. Ученики школ, где не разрешалось пользоваться мобильными, получили лучшие результаты. Причем больше всего выиграли от запрета дети с низкими оценками.
"Запрет мобильных телефонов больше всего улучшает результаты учеников с низкими достижениями (немногим больше 14% от стандартного отклонения) и не влияет существенно на успешных учеников", - отмечает автор.
Таким образом, исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что мобильные во время учебных занятий могут вредить. Вместе с тем их можно с пользой применять, ведь цифровые технологии – это будущее, и интегрировать их в учебный процесс было бы важно.
Подробнее о том, есть ли вообще необходимость ограничивать доступ к мобильным во время уроков, как это лучше делать и почему не получается решить проблему с гаджетами без внесения изменений в закон, читайте в статье Инны Совсун "Мобилка на уроках – зло или помощь?".