Ирина Бекешкина, социолог, директор Фонда "Демократические инициативы" в своем интервью анализирует ситуацию в украинском обществе, раскрывает причины сегодняшних общественных процессов, прогнозируя возможные следствия.
"Парадокс в том, что даже пиковый показатель готовности к протесту совсем не обязательно выливается в протест, - рассказывает социолог. - Самый высокий уровень готовности к протестам был в Украине в 1998–1999 гг., когда людям годами не выплачивали зарплаты. Потом был критический момент - 40% готовности к протесту, когда в начале 2015-го рухнула гривна. Но массовых выступлений не случилось.
Зато они произошли в 2005 и в 2013 гг., когда показатель не поднимался выше 20%. Я думаю, этого все-таки достаточно. Учитывая, что и в событиях Оранжевой революции, и Революции достоинства, согласно социологии, участвовало около 15% населения. На сегодня, по последним данным нашего опроса, проведенного в марте, количество украинцев, готовых участвовать в протестах, составляет 27%, при 59% не готовых и 14% тех, кто затрудняется ответить".
"То есть, чтобы готовность к протесту вылилась в реальный протест, необходимы три фактора, - уточняет Ирина Бекешкина. - Во-первых, какой-то толчок, шаг со стороны власти, который сразу возмутит большое количество людей. В 2005-м - это фальсификации выборов, в 2013-м - избиение студентов, показанное очень эмоционально почти по всем телеканалам. Во-вторых - наличие политиков, которым доверяют. Оранжевая революция была организована политиками. Революция достоинства была стихийной, но политики, которые впоследствии стали выступать от ее имени, имели доверие протестующих. И не только. Кличко на тот момент доверяли около 50% населения страны, Яценюку - 45% , столько же было у Порошенко, и у Тягнибока - 35%. В-третьих, люди должны понимать, что будет в результате. В 2005 году этим результатом должно было стать президентство Ющенко. В 2014-м, что бы там ни говорили о евроинтеграции, главное было, чтобы ушел Янукович. Чтобы пришла другая власть".
"Наши молодые социологи изучали Майдан с точки зрения классической теории ценностей. Интересный вывод: если есть идеальные европейские ценности, то в этом смысле люди, стоявшие на Майдане, - идеальные европейцы. Свобода, взаимопомощь, самореализация. И очевидно, что в перспективе общество будут двигать именно эти люди. Однако вопрос в том, насколько у них есть возможности становиться властью. К сожалению, сейчас такой возможности нет. Потому что в Украине нет реальной партийной системы. Наши партии являются частями финансово-экономических кланов. Но это отдельная история и отдельный разговор", - заключила глава Фонда "Демократические инициативы".
ZN.UA запустило видео-проект "Календарь" о людях, которые живут и работают для других. Проект – это своеобразная попытка помочь обществу заглянуть в себя, разобраться в смыслах и ценностях, попробовать услышать себя и заново начать строить будущее. Проект развивается на двух языках – русском и украинском.
Полную видео-версию интервью смотрите здесь
Полную печатную версию интервью читайте здесь