UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инклюзия может спасти от дефицита кадров

Автор: Алексей Мирошниченко

Война изменила все. В том числе и понимание инклюзии. Раньше мы воспринимали ее как возможность людей с инвалидностью интегрироваться в общественные процессы, в первую очередь свободно передвигаться, учиться и работать. В нынешнем понимании инклюзия — это не только о транспорте с низким полом, пандусах, широких проходах в здании, больших туалетах и достаточном пространстве на рабочем месте. Сейчас инклюзия на рынке труда — это доступность быстрого получения новой профессии и возможность работать для всех, кто может и хочет: от лиц с инвалидностью и студентов до людей пенсионного возраста.

Читайте также: В Украине растут зарплаты, но безработные работать не хотят. Почему?

Почему инклюзия может спасти рынок труда? В нынешних условиях мы можем рассчитывать только на тех людей, которые есть в стране. Очевидно, что из-за опасности, отсутствия жилья и работы наши граждане за границей, как и иностранцы, в ближайшее время вряд ли приедут в Украину. У нас один выход — максимально задействовать тех, кто может работать и сейчас находится в Украине.

Хочу отметить, что женщины на мужских должностях не настолько масштабное явление, как казалось. Наши расчеты показывают, что как минимум один миллион женщин находится за пределами официального рынка труда. Но при этом в крупнейшей энергетической компании, в шахтах и на других объектах «мужские» профессии освоили 583 женщины. Рассчитывать на то, что на мужских должностях будут работать не тысячи, а сотни тысяч женщин, не стоит. Возможно, подобная ситуация сложилась из-за массовости другого явления — после мобилизации мужчин в семьях с детьми женщины являются единственным взрослым, который может проявлять заботу о молодом поколении.

Много надежд на людей с инвалидностью. Сейчас в Украине 2,55 миллиона трудоспособных людей с инвалидностью. 57% из них — это 1,5 миллиона человек — с третьей группой инвалидности. Из этих 2,55 миллиона лиц работают около 465 тысяч, то есть всего 18%. Это один из самых низких показателей среди стран Евросоюза. Если провести системные изменения, то работу могут получить по меньшей мере еще один миллион человек.

Читайте также: Хороший хлеб от хороших людей: как в инклюзивной пекарне выпекают будущее для Украины

Первое, что необходимо сделать, — изменить подход государства к вопросу трудоустройства людей с инвалидностью. Сейчас вся ответственность лежит только на бизнесе, который может выбрать один из двух путей: взять на работу человека с инвалидностью или заплатить штраф. В 2023 году предприятия заплатили 417 млн грн административно-хозяйственных санкций, суды рассматривают законность взыскания еще 3,5 млрд грн.

Вторая перспективная группа для пополнения рынка труда — пенсионеры. Война преодолела эйджизм. Сегодня бизнес заинтересован в том, чтобы «молодые» пенсионеры и люди в возрасте 65+ хотя бы на период войны и восстановления вернулись на рынок труда. По состоянию на сентябрь 2024 года работают 413 тысяч человек старше 65 лет — это 11%  от группы численностью 3,5 миллиона человек (https://www.futureskills.org.ua/). По предварительным оценкам, около одного миллиона пенсионеров при определенных обстоятельствах могли бы поработать еще некоторое время.

Третья перспективная группа — студенты. На сегодняшний день в Украине 1,76 миллиона студентов учатся в учебных заведениях всех уровней. По меньшей мере 500 тысяч из них — студенты старших курсов — могли бы работать несколько часов в неделю в свободное от учебы время.

Сложно оценить перспективу возврата на рынок сегодняшних ветеранов войны. Эти ребята и девушки, выбарывающие победу на фронте, заслуживают уважения и внимания. Многие из них сменят профессию. Они вернутся к гражданской жизни и работе, но их реинтеграция займет немало времени.

В итоге: потенциально возможно привлечь на рынок труда около 3 миллионов работников. Хотя это задача не из простых. И здесь роль государства определяющая.

Читайте также: Зеленский: Европа просит оставить трудоустроенных украинцев и вернуть домой тех, кто не платит налоги

С чего начать? В первую очередь создать систему постоянного мониторинга и анализа состояния рынка труда. Второй вопрос — создание стимулов и преференций для населения и бизнеса, находящих компромиссные решения. Например, для работодателей и пенсионеров чувствительным будет вопрос отмены уплаты 22% единого социального взноса и неуменьшения пенсии, — это будет выгодно и работникам 65+, и работодателям. Но они будут платить налог с доходов, и это уже выгодно государству.

Для людей с инвалидностью, ветеранов и студентов будет важно получить практические знания, которые обеспечат быстрый старт на рынке труда. И тут роль государства должна быть главной. Именно оно должно быть инициатором, обратиться к этим категориям населения и рассказать о новых возможностях и перспективах, разработать экономические стимулы.

Обучение и переобучение взрослого населения должно стать приоритетом государственной политики, которая должна финансироваться на достойном уровне. Внедрение концепции обучения на протяжении жизни станет основой для повышения производительности труда.

Конечно, для быстрого выхода на рынок труда понадобятся краткосрочные программы обучения, получение частичной квалификации, микроквалификации и т.д.

Война показала, что за людей нужно бороться. Наши условные конкуренты — Германия, Польша, Чехия, предлагающие более привлекательные условия труда, чистое небо и отсутствие взрывов. У нас есть возможность удержать тех, кто в стране. Главным фактором является то, что они дома, на родной земле.