Институт массовой информации представил результаты ежеквартального исследования о размещении скрытых заказных материалов — так называемой “джинсы” — в украинских онлайн-медиа. Оно охватило период с 30 августа по 3 сентября 2021 года, проанализированы 16 онлайн-медиа. Полная выборка исследования составила более 20 тысяч новостей.
Больше всего джинсы аналитики обнаружили на сайтах “Обозреватель”, “Политека”, РБК-Украина, УНИАН и “Сегодня”.
Согласно данным исследования, коммерческие материалы заказного характера в украинских СМИ продолжают преобладать над политическими: на коммерческую джинсу пришелся 61% всех выявленных материалов с признаками заказа, на политическую — 39%.
Не выявили заказных материалов на сайтах ZN.UA, LIGA.net, “Украинская правда”, НВ, “Суспільне” и “Корреспондент”.
Согласно исследованию, главными заказчиками джинсы являются:
- коммерческие структуры — 24,5%;
- Ринат Ахметов и его компании — 20,8%;
- "Велике будівництво" президента Зеленского — 11%;
- лоббисты — 9,8%;
- ОПЗЖ — 7,7%;
- Виталий Кличко (мэр Киева) — 6%;
- Петр Порошенко и "Европейская солидарность" — 4%.
Среди социально безответственных рекламодателей, которые нарушают нормы закона "О рекламе" и заказывают скрытую рекламу, эксперты ИМИ зафиксировали букмекерскую контору Parimatch, мобильных операторов, автопроизводителей, банковские учреждения, в частности предпочитают скрытую рекламу “Глобус Банк” и банк "Кредит Днепр".
В третьем квартале выросло количество материалов с признаками заказа в пользу компаний, интересов и имиджа одного из самых богатых и влиятельных олигархов Украины Рината Ахметова. В пользу компаний Ахметова материалы размещали сайты "Обозреватель", "24 канал", УНИАН, "РБК-Украина", "Гордон", "Политека".
В материалах про "Велике будівництво" журналисты пытались повысить значимость программы Зеленского. Многие СМИ дают только материалы позитивного характера на эту тему, без анализа или проверки на достоверность.
Пиар Кличко также значительно вырос по сравнению с предыдущим мониторинговым периодом — вторым кварталом 2021 года, когда в его пользу фиксировались лишь отдельные материалы. Мэр пиарился на Дне знаний и на выполнении задач, предусмотренных его должностными обязанностями.
В преддверии местных выборов 2020-го года в региональных медиа основными заказчиками джинсы были местные партии (26%), партия “Слуга народа” (20,5%), партия “За майбутнє” (11,5%) и ОПЗЖ (8%).
Авторы исследования напоминают, что заказные материалы используются с различными целями: для продвижения своих товаров или услуг (коммерческая джинса), для получения дополнительных политических дивидендов (политическая джинса), для отбеливания своей репутации (имиджевая джинса). Но цель у этих материалов единственная - манипулирование общественным мнением.
Напомним, что недавно издание ZN.UA снова вошло в "Белый список" самых качественных украинских онлайн-медиа, составленный в Институте массовой информации.