UA / RU
Поддержать ZN.ua

Госаудитслужба назвала причину удорожания строительства метро на Виноградарь

Нынешняя сумма более чем в два раза выше начальной.

Стоимость строительства новой ветки метро на Виноградарь в Киеве выросла на 8 млрд грн, что значительно превышает предварительные сметные расчеты.

Об этом стало известно по результатам аудита, проведенного Государственной аудиторской службой Украины, которая проверила финансовую деятельность коммунального предприятия "Киевский метрополитен".

Читайте также: Родственник Тищенко может быть причастен к краже 140 млн грн на строительстве метро на Виноградарь ‒ Bihus.Info

По данным аудиторов, общая стоимость строительства метро выросла почти до 14 млрд грн, что более чем в 2,5 раза превышает первоначально запланированные 5,9 млрд грн. Это явилось следствием задержек в выполнении работ и ненадлежащего использования бюджетных средств подрядной организацией АО "Киевметрострой", не выполнившей договорные обязательства.

"Просроченный долг в 4 млрд грн, отсрочка строительства важной транспортной артерии столицы и удорожание на 8 млрд грн – результат "бизнес-схем" недобродельного подрядчика АО "Киевметрострой" и бездействия столичных властей", – говорится в сообщении Госаудитслужбы.

Читайте также: Метро на Виноградарь получило нового подрядчика

Как выяснили аудиторы, в 2018-2019 годах "Киевметрострой" получил авансовые платежи из городского бюджета в размере 2,59 млрд грн, однако значительную часть этих средств использовали не по назначению. Вместо продолжения строительства Сырецко-Печерской линии метро подрядчик разместил 1,7 млрд грн на депозитных счетах в ПАО АБ "Укргазбанк". Кроме того, бюджетные средства направлялись на оплату аудиторских, юридических и консультационных услуг, страхование финансовых рисков и предоставление беспроцентной финансовой помощи другому лицу.

Несмотря на это, в декабре 2019 года "Киевский метрополитен" дополнительно перечислил подрядчику еще 1,41 млрд. грн., из которых освоено лишь 44,1 млн. грн. В результате возникла просроченная задолженность почти в 4 млрд грн, что значительно усложнило процесс завершения строительства.

Госаудитслужба подчеркнула, что возобновление работ теперь обойдется бюджету значительно дороже из-за задержек и нецелевого использования средств. Стоимость строительных работ за последние шесть лет (с 2018 по 2024 год) выросла на 8 млрд грн, что привело к значительному превышению первоначальной сметы.

Читайте также: Ремонт моста Метро в Киеве: тендер получила скандальная турецкая компания

Напомним, в январе 2018 года "Киевский метрополитен" объявил тендер на продолжение ветки метрополитена в сторону киевского массива "Виноградарь". Две станции метро планировали сдать в конце 2020 года. Тогда в тендере победил "Киевметрострой", предложивший за строительство двух станций на 12 млн гривен меньше ожидаемой суммы.

В ноябре 2018 года городской голова Виталий Кличко объявил о начале строительства. Однако в январе 2020 года в компании сообщили, что строительство метро на Виноградаре катастрофически отстает от графика и задерживается по меньшей мере на год. Тогда же суд арестовал счета "Киевметрострой" из-за растраты средств на строительстве метро на Виноградаре. Выяснилось, что чиновники "Киевметростроя" отмывали проценты из более миллиарда выделенного бюджета на строительство Сырецко-Печерской линии метрополитена. Они получили 95% аванса на строительство и часть этой суммы положили на депозит в банк – это 1,7 млрд. долларов.

В декабре 2023 года КП "Киевский метрополитен" через суд расторг договор с АО "Киевметрострой" из-за неудовлетворительных сроков выполнения подрядчиком строительных работ.