В сентябре прошлого года при прямом лоббировании изменений экс-генпрокурором Русланом Рябошапкой, был принят закон, дававший возможность начать коренные изменения в этом органе правопорядка, пишет в своей статье для ZN.UA главный эксперт StateWatch Александр Леменов. Однако, с приходом нового генпрокурора все вышло наоборот.
Среди ключевого: глобальное очищение прокурорских рядов от непрофессиональных и недобросовестных офицеров правосудия, уменьшение максимального количества сотрудников органов прокуратуры с 15 до 10 тысяч человек, доступ к прокурорским должностям профессионалам не из системы, постепенное повышение базового оклада, ликвидация военных прокуратур с двойным подчинением, предоставление генпрокурору полномочий по утверждению стратегий развития органа правосудия, системы оценивания качества работы подчиненных, измерение и регулирование нагрузки прокуроров и т.п.
"Часть из вышеупомянутых "новых" функций уже могла быть реализована, если бы на должности оставался Руслан Рябошапка. Не собираюсь его идеализировать, о результатах его работы можно было бы судить спустя некоторое время, объективно и критически. Но работать же не дали. В рамках политической борьбы его снесли с должности под лай парламентских пуделей олигархов, экс-регионалов и просто зевак, отобранных год назад перед выборами по объявлению", - пишет Леменов.
Почему же за два месяца на должности генпрокурора Ирина Венедиктова не продолжила начатое? Почему вместо этого мы видим возвращение на должность одиозных персон, к примеру, экс-главы столичной прокуратуры Романа Говды?
По словам Леменова, следует также вспомнить и об изменении в приказе генпрокурора, которым "улучшили" структуру кадровой комиссии, назначающей прокурора на административную должность.
"Статус "прокурор" не обязательно означает, что это лицо занимает высокую должность. Условно говоря, все руководители подразделений, заместители прокурора и прокурор города Киева - административные должности. И именно на такие "хлебные" места был изменен формат отбора. Раньше, во времена Рябошапки, состав комиссии был равномерным - трое "прокурорских" и три эксперта от международных доноров. Как следствие, при условии единства позиции представителей непрокурорских кругов даже генпрокурор не мог протащить своего человека на должность", - обяснил Леменов.
Однако сегодня ситуация совсем другая. Венедиктова внесла изменения в вышеупомянутый приказ (от 15 апреля 2020 года за №190). Теперь в состав соответствующей комиссии входят по меньшей мере четверо "прокурорских", а остальные - три или меньше - представители высших учебных заведений, научных учреждений или лица, делегированные международными неправительственными организациями и дипломатическими миссиями.
Следовательно, в состав соответствующей "административной" комиссии входят исключительно сотрудники, иными словами, подчиненные Офиса генерального прокурора и два представителя высших учебных заведений, пишет автор.
Еще одной новеллой от новой генпрокурора стало "сливание" судебных процессов против прокуроров, оспаривающих свое увольнение.
При этом подавляющее большинство исков этих прокуроров по результатам собеседований не содержат серьезных аргументов для их восстановления. Абсолютное большинство из них не соответствовали критериям добропорядочности или профессионализма. Относительно последнего могут заметить, что профессионализм не проверялся в ходе интервью. Но это неправда, потому что перед каждым таким собеседованием прокурор получал практическое задание (на применение норм права) и непосредственно перед комиссией давал ответ на него.
Леменов также напомнил, что Венедиктова попыталась забрать у детективов НАБУ все уголовные производства, касающиеся олигарха Олега Бахматюка, и передать их в СБУ.
"Видимо, тоже в рамках продолжения реформы, о котором она постоянно заявляет со всех трибун. Дело в том, что Бахматюк сейчас скрывается за границей, а подчиненные директора НАБУ Артема Сытника имеют полное право после возвращения вручить ему сообщение о подозрении. Почему Венедиктова прямо подыгрывает экс-владельцу "VAB-банка"? Ответ прозаичный: ключевой лоббист назначения ее на должность (а речь идет о главе офиса президента Андрее Ермаке) дружит с Бахматюком", - отметил автор.
По словам Леменова, такая же судьба ждет и расследование преступлений в отношении топ-менеджмента и бывших собственников "Приватбанка", нанесших убытки государству на миллиарды долларов США. Резких движений, принимая во внимание ориентацию одного из заместителей Венедиктовой на олигарха Игоря Коломойского, никто делать не будет.
"Очевидно, со временем Венедиктова могла бы стать хорошим политиком, даже больше, быть в руководстве парламента. Но эти места оказались занятыми теми, кто привел ее в политику (речь идет о Руслане Стефанчуке). Желания учиться и ждать у нашей героини не оказалось. При этом полет амбиций дочери милицейского генерала достиг других дальних горизонтов. И проблема не в самих амбициях как устоявшейся характеристике личности. Ситуация складывается негативно из-за другого, - претендуя на должность, нужно ей соответствовать. Не сложилось", - пишет Леменов.
Поэтому сейчас происходит наполнение прокуратуры сомнительными руководителями, зато с широкими знакомствами и большим опытом. Делаются попытки удовлетворить прихоти разных сторон, используя властные полномочия. Это не об изменениях, это уже цементирование старой системы.
"В конце концов, не будем снимать ответственности за такого генпрокурора с президента Зеленского. Венедиктова - плод этого политического дерева. Именно президент привел ее в большую политику. И именно он разделит с ней политическую ответственность за происходящее", - добавил автор.
Детальнее работу генпрокурора главный эксперт StateWatch Александр Леменов анализирует в статье "Прокурорский откат Ирины Венедиктовой" для ZN.UA.