UA / RU
Поддержать ZN.ua

Gazeta Wyborcza взяла интервью у бывшего узника тайной тюрьмы СБУ

Мужчина рассказал, что его схватили за то, что он не скрывал своих взглядов.

Правозащитники из организаций Human Rights Watch и Amnesty International заявляют, что в Украине существуют тайные тюрьмы, в которых пытают людей.

Gazeta Wyborcza смогла пообщаться с бывшим заключенным, который провел за тайной решеткой полтора года.

"Было темно. Кто-то постучал в дверь. Старший сын сказал, что там милиция. Я посмотрел в глазок. Увидел милицейские шапки. Я открыл дверь, а они в этот момент как раз надели балаклавы. На форме не было никаких знаков. Документов не показали. Искали оружие, а у меня было лишь легальное пневматическое. Вывели меня из дома и вывезли", - рассказал польским журналам житель городка Украинск Донецкой области Николай Вакарук.

Его история была опубликована в совместном отчете Human Rights Watch и Amnesty International, часть которого была посвящена пыткам по обе стороны войны в Донбассе. В первой публикации 21 июля правозащитники сообщили, что тайная тюрьма расположена в здании СБУ в Харькове и там удерживают 16 человек. Их обвинили в сепаратизме и собирались обменять на украинских пленных, которых схватили пророссийские террористы в Донбассе.

СБУ опровергла существование в Украине тайных тюрем. В это же время, генеральный военный прокурор Анатолий Матиос пообещал провести расследование в этом деле. В приложении к июльскому отчету Human Rights Watch и Amnesty International, которое опубликовали в понедельник, было сказано, что 25 июля 6 заключенных тайной тюрьмы выпустили на свободу, а 2 августа – отпустили еще 7. Правозащитникам удалось поговорить с пятью из них.

Двое из них родом из Украинска. Это шахтерский городок в Донбассе с населением 12 тысяч жителей. Он под украинским контролем, но отсюда до подконтрольного пророссийским боевикам Донецка всего 32 километра. Задержанного в декабре 2014 года Николая Вакарука схватили из-за обвинений в связях с сепаратистами. Он, как и большинство мужчин в городе, работал на шахте, но после несчастного случая в 34 года стал пенсионером.

Вкарук охотно беседует с журналистами, потому что считает, что огласка сможет гарантировать ему безопасность. По его словам, его схватили, потому что он не скрывал своих взглядов.

"С единомышленниками мы встречались на аллее и дома. Говорили о геополитической ситуации. Некоторые из нас смотрели донецкое телевидение. Говорили о том, будет ли у нас война. О том, сколько зла делает украинская армия против своего народа. В этом не было ничего противозаконного, но кто-то на нас донес", - сказал Вакарук польским журналистам.

9 декабря 2014 года его схватили и вывезли в соседний город Покровск, где, как он утверждает, его несколько часов пытали.

"Посадили меня в кресло лицом к спинке. Приковали одну руку к трубе и били по плечам", - говорит он.

Мужчину обвинили в передаче информации боевикам. Доказательством была запись перехваченного телефонного разговора. На ней он разговаривал с террористами из отряда "Моторолы".

"Те ребята уже давно уехали в Донецк. Я даже не знал, что они боевики. Просто с ними разговаривал, ни слова о войне", - уверяет бывший заключенный.

Впоследствии его перевезли в Краматорск, а затем в Харьков. Там его уже не били, но он говорит, что слышал, как пытали других. В Харькове был заключен на территории штаба СБУ. Когда его туда привезли, там уже было 13 человек, которых схватили из-за обвинений в сепаратизме. Всех их хотели обменять на украинских пленных. Но боевики в основном на это не соглашаются,поскольку схваченные и обвиненные в сепаратизме заключенные для них не представляют никакой ценности.

В марте 2015 года у Вакарука началось воспаление почки. Второе обострение случилось в марте и сопровождалось температурой до 40 градусов. Его отвезли в больницу и записали к врачу под вымышленной фамилией "Иванов". Бывший заключенный до сих пор сохраняет рентгеновские снимки с такой фамилией. В больнице за ним следили двое охранников.

"Позже врач мне рассказал, что в ходе операции оказалось, что почку нельзя спасти, поэтому было решено ее удалить. По словам врача, сначала мне ее отбили, а позже, в Краматорске, когда держали в холодной камере, она была отмороженна", - говорит Вакарук.

Только 25 июля 2016 года его вывезли в автомобиле из Харькова и выпустили одновременно с несколькими другими людьми вблизи Дружковки. Представитель СБУ Сергей Ткачук в ответ на отчет правозащитников отрицал существование секретных тюрем в Украине. В это же время, председатель СБУ Василий Грицак распорядился тщательно проверить информацию Human Rights Watch и Amnesty International. Если она подтвердится, дело должны передать прокуратуре. В СБУ пообещали тесное сотрудничество с правозащитниками. Но в Human Rights Watch и Amnesty International говорят, что обычно дальше этих обещаний дело не продвигается.