UA / RU
Поддержать ZN.ua

Foreign Affairs: У Украины есть причины не спешить с освобождением Крыма

По мнению экспертов, Киеву полезнее было бы сейчас попытаться изолировать российские войска на полуострове.

Освобождение Херсона в ноябре было не просто большой военной победой. Ведь таким образом Украина разоблачила блеф Владимира Путина. Два месяца до этого российский автократ публично провозгласил Херсон и другие украинские территории частью России, намекая, что теперь они под российской ядерной защитой.

Путин надеялся, что страх перед ядерной атакой вынудит Украину и ее союзников отступить. Но план не сработал. Об этом в статье для Foreign Affairs пишут научный сотрудник аналитического центра Council on Foreign Relations Лина Фикс и профессор истории в Католическом университете Америки, старший сотрудник центра CSIS Майкл Киммедж, ранее также работавший в Госдепартаменте США.

Они сомневаются, что после освобождения Херсона украинское контрнаступление закончится. Крым, где российская война против Украины вообще началась в 2014 году, будет гораздо большим призом. Авторы напоминают о заявлениях замминистра обороны Украины о том, что украинская армия может зайти в Крым «до конца декабря». По их мнению, эти слова могут быть лишь попыткой запугать Россию. Или же в Киеве действительно считают, что такой сценарий возможен.

«Россия может окопаться в Крыму. Но если война что-то и продемонстрировала, то это то, что Москва может терять территорию и очень быстро. Битва за Крым вполне возможна», – признают эксперты.

Международные партнеры Украины поддерживают ее борьбу за территориальную целостность. Они заинтересованы в сдерживании военной силы России и недопущении нового вторжения в Украину.

«Если Крым останется в российских руках, это будет угрозой для безопасности Украины. Российское вторжение в 2022 году началось отчасти из Крыма. Полуостров – это копье, нацеленное не только на Черное море, но и на Киев. Анексированный Крым не стал пределом российских империалистических амбиций, как многие западные лидеры надеялись в 2014 году. Он стал трамплином для этих амбиций», – подчеркивают авторы.

Впрочем, они отмечают, что Крым – не Херсон. Он занимает совсем другое место в войне. А западные союзники обеспокоены большой эскалацией из-за Крыма.

Читайте также: Полуостров может стать островом: Ходжес о том, как ВСУ затянут петлю вокруг Крыма

«Путин может потерять Херсон или еще какую-то часть Украины, согласившись с потерями. Он может даже потерпеть поражение на Донбассе в той части, которая была оккупирована с 2014 года, смирившись с этим в политическом поле. Но Путин точно считает Крым и его выживание как президента неразрывными вещами. Он зайдет очень далеко, чтобы удержать полуостров», – считают авторы.

Они признают, что Украина уже разоблачила уязвимость российских войск в Крыму, атаковав Черноморский флот РФ и Крымский мост. И Киеву следует и дальше давить на полуостров военными методами, а также продвигаться дальше на юг в Херсонской области. Эксперты подчеркивают, что по идеальному сценарию украинская сторона должна была бы восстановить контроль над каналом, через который пресная вода поступает в Крым.

«Каждый момент Украина должна делать так, чтобы Россия боялась вторжения в Крым. Однако пока было бы разумно закрепить и изолировать российских солдат на полуострове, не пытаясь при этом отвоевать его. Такая стратегия даст Киеву более сильную позицию на предстоящих переговорах с Россией, возможно это убедит Кремль начать такой диалог по-настоящему. Это также поможет сохранить единство партнеров Украины на Западе, встревоженных эскалацией. В ближайшей перспективе Украина может попытаться сломать сухопутное сообщение с Крымом, разделить российские силы на юге и востоке, а также вернуть доступ к Азовому морю. Дорогая и опасная кампания, нацеленная вернуть полуостров, может поставить под угрозу контрнаступление Украины, которое она блестяще вела с сентября», - говорится в статье.

Битва за Крым

Фикс и Киммедж подчеркивают, что суверенитет Украины будет нарушен до тех пор, пока Россия не уйдет с полуострова. Хронические проблемы в Крыму будут вредить украинским усилиям, направленным на вступление в НАТО и ЕС. Обе организации не желают принимать новых членов с нерешенными территориальными вопросами. И это одна из причин, почему Путин так сильно цепляется за Крым.

«Но ничего из этого не мешает битве за Крым начаться. И победа России в ней не гарантирована», – считают авторы.

Читайте также: Генерал ВСУ: Ключ к освобождению Крыма – в деоккупации Мелитополя

Они добавляют, что с началом такого сражения появится три серьезных вызова. Важнейший из них – это перспектива ядерной эскалации. С самого начала вторжения в феврале 2022 года Путин постоянно менял свои военные цели. Часто он противоречил себе. Так называемая «спецоперация» для взятия под контроль всего Донбасса на самом деле оказалась максималистской войной против Украины. За это время Путин приказал провести мобилизацию, объявил войну против Запада и попытался аннексировать четыре региона Украины. Последнее было театрализованным жестом, который не может скрыть тот факт, что Россия потеряла контроль над большей частью территории, которую завоевала после 24 февраля. Авторы напоминают, что после путинской аннексии из Москвы прозвучали новые ядерные угрозы. Украина разоблачила, что эти угрозы были пустыми, отвоевав часть только что аннексированных территорий. И Россия на это не ответила ядерной эскалацией.

«Но то, что было блефом в Херсоне, может быть совсем не блефом в Крыму», – считают авторы.

Анексия Крыма – это величайшее достижение Путина, которое должно было продемонстрировать постсоветское восстановление силы России, ее военную мощь и стратегическую проницательность самого российского лидера.

«Путин хвастался перед российским народом, что в Крыму он перехитрил Запад. Построив этот нарратив, Путин сам станет его жертвой, если Украина вернет себе Крым. Он будет тем, кого перехитрили», – говорится в статье.

Авторы отмечают, что полуостров – это не просто символ для России. Он играет стратегически важную роль. Собственно Москва смогла организовать морскую блокаду Украины именно потому, что ее Черноморский флот был развернут в Крыму. По сути, базирование флота в Севастополе было одной из главных причин, почему Россия аннексировала полуостров. Поэтому в отличие от Херсона Крым может быть «настоящей красной линией» Путина.

Второй вызов для Киева в битве за Крым – это управление полуостровом, организовать которое будет нелегко даже при условии, что вернуть контроль над ним удастся относительно легко. Крым в оккупации с 2014 года. Трудно сказать, как это повлияло на него.

«Живя по российским законам, многие жители Крыма теперь считают себя гражданами России. Украинских солдат могут встретить как освободителей, но такую позицию займет не все крымское население, которое значительно больше, чем население Латвии или Эстонии. Киеву придется решать, судить ли коллаборантов и политических лидеров. Может провести амнистию. Оба варианта будут политически проблемными. Трудности в процессе восстановления украинской власти в Крыму в разгар войны могут повлиять на глобальный имидж Украины во времена, когда она полагается на свою положительную репутацию в получении экономической и военной помощи», - объясняют авторы.

Читайте также: Poltico: В Крыму формируются отряды партизан, а Россия готовится к битве за полуостров

И третий вызов – это потенциальный раскол альянса, который поддерживает Украину. Во время войны Киев и его западные партнеры достигли чрезвычайного уровня сплоченности. Хотя, конечно, некоторые разногласия во взглядах все же есть. Украина воюет за свое выживание и хочет большего участия Запада в войне. Запад обеспокоен эскалацией с ядерной Россией и не желает отправлять свои войска.

«Крым будет главным испытанием для коалиции. Большинство союзников в Центральной и Восточной Европе будут поддерживать Украину до конца. Они склонны считать ядерные угрозы Путина совершенно неискренними. Другие страны, поддерживающие Украину, опираются на другие расчеты. И их больше тревожат эскалационные риски. Среди них Франция, Германия и США. Бразилия, Китай, Индия и другие страны глобального Юга хотят, чтобы война быстрее закончилась, а ее глобальные побочные эффекты исчезли. Они агностически относятся к Крыму: не хотят признавать его частью России, но желают, чтобы вся проблема исчезла», – говорится в статье.

Что делать Киеву дальше?

Авторы считают, что Украине следует поддерживать уязвимость Крыма, продолжая атаковать военные цели России на полуострове. Ей следует продвигаться дальше на юг в Херсонской области, демонстрируя, что Крым и поставки воды на его территорию под прицелом украинской армии. Угроза вторжения на остров должна оставаться на столе. Это даст Украине реальную власть над Россией и рычаг влияния на потенциальных переговорах. Одержимость Путина Крымом может сыграть в интересах Киева. Если остановиться в шаге от возвращения контроля над полуостровом, это не развеет угрозу российского ядерного удара, но скроет ее.

Читайте также: Украина нарабатывает механизм выдворения россиян после деоккупации Крыма — Ташева

Между тем укрепление ПРО и обороны против беспилотников Украины, а также поддержка ее наступления на северо-востоке и юго-востоке – это, по мнению авторов, важные краткосрочные и среднесрочные цели. Если украинская армия сможет уничтожить сухопутный коридор между Крымом и Донбассом, за который Москва очень тяжело сражалась, это может дестабилизировать позиции российской армии в Украине и сделать войну непопулярной в России. Фикс и Киммедж считают, что со временем Украина будет становиться только сильнее, чего не скажешь о России, которая стала автором своей изоляции и стратегического поражения. Наконец, наступит момент, когда решение вопроса Крыма снова будет в повестке дня.