Список американской оборонной помощи, которую США передали Украине после начала российского неспровоцированного и жестокого вторжения, впечатляет. Но еще больше поражает то, что в поставках на 21,9 млрд долларов доминировала второсортная техника, непопулярные или низкотехнологичные системы, многие из которых уже были на пути на свалку.
В то время, когда Конгресс готовится ограничить относительную щедрость администрации Джо Байдена, стоит заметить, что американская помощь до сих пор не была ни чрезмерной, ни поставившей национальную безопасность США под угрозу, - пишет в статье для Forbes директор и основатель консалтинговой компании Themistocles Advisory Group Крейг Хупер.
«На самом деле военная поддержка Украины стоила меньше, чем Конгресс заплатит за обеспечение двух атомных авианосцев класса Gerald R. Ford. В общем, суда Gerald R. Ford (CVN 78) и John F. Kennedy (CVN 79) обойдутся налогоплательщикам в 26 миллиардов долларов. По сравнению с этими проблемными авианосцами потраченный на Украину 21,9 миллиард долларов кажется более рентабельной инвестицией», - говорится в статье.
Поддержка Украины фактически помогла разбить российскую армию и разоблачить, что она на самом деле «бумажный тигр». Война помогла уничтожить некогда процветавший рынок оружия в России, а также сорвать российские усилия, нацеленные на дестабилизацию стратегических регионов. Борьба повысила верность украинцев своей стране, что играет критическую роль в развитии Украины и борьбе с коррупцией.
«Содействие сопротивлению Украины может даже положить конец клептократическому правлению Владимира Путина, открыв путь к более справедливому, если не демократическому, обществу в самой России», - пишет Хупер.
Российско-украинская война также показала, какой может быть современный конфликт, заставив США признать старые модели, которых они избегали десятилетиями. Также она подтвердила ценность базовых, «скучных» материалов, закупку которых Америка часто игнорировала, предпочитая самые современные и впечатляющие технологии «вроде авианосцев класса Gerald R. Ford».
Автор отмечает, что помощь Украине в противостоянии агрессии «уже дала хорошую рентабельность инвестиций». И в прошлом Америка тратила гораздо больше, чтобы получить куда меньшую стратегическую выгоду. Вторая Иракская война, которая началась в 2003 году, стоила США больше триллиона долларов. На войну в Афганистане пришлось потратить еще триллион долларов до 2022 года.
«На фоне этих двух конфликтов, не принесших США значительной стратегической выгоды, 21 миллиард долларов, потраченный на оборонную помощь Украине, кажется мелочью», – говорится в статье.
Хупер признает, что список переданного оружия впечатляет. Но при этом США не отдали Украине слишком много, чтобы это подорвало американскую безопасность. Он указывает, что значительная часть переданного оружия - это старая техника российского или советского производства включительно с 45 танками Т-72Б и 20 вертолетами Ми-17. Такая техника предназначалась либо другим союзникам США, либо должна была стать металлоломом.
«Для широкой аудитории передача бронетранспортеров звучит эффектно. Тот факт, что Америка дала Украине около 200 БМП M113, звучит как что-то серьезное. Но военные эксперты знают, что США перестали строить такие машины на гусеничной базе 25 лет назад. А американские силы активно избавлялись от них», - объясняет автор.
Также Украина получила другую технику, которая была в избытке. С 1999 по 2014 год Армия США закупила много бронетранспортеров на колесной базе M1117. Они больше подходят для миссий военного патрулирования, чем для участия в полномасштабной войне. США пытались избавиться от этих бронетранспортеров. Поэтому никто не будет скучать по 250 единицам M1117, которые передали Украине.
«Чтобы иметь представление, какое место занимает Украина с точки зрения пожертвований, США отдали 200 таких машин Колумбии в 2020 году. Более 700 единиц были выпущены для армии Афганистана, а еще 400 отправлены Вооруженным силам Ирака. В Украине эти бронетранспортеры хотя бы прямо служат целям США. Некоторые дорогие подарки с милитаризованными названиями касались мобильности. Отправка 300-400 "тактических машин" может впечатлить широкую публику. Но это только военные грузовики с грузоподъемностью 2,5-5 тонн», – пишет Хупер.
Он также напоминает, что американские налогоплательщики предоставили Украине 477 машин с защитой от мин и засад (MRAP). Эти машины были сделаны для борьбы с партизанами. Американские военные настолько стремились избавиться от этих машин, которые трудно поддерживать, что они раздали их участкам полиции по всей территории США. Также Украина одержала около 1200 многофункциональных транспортных средств высокой мобильности, известных также как HMMWV. Американская армия пытается заменить эти старые джипы более современной версией, которая называется «Легкая тактическая машина» или JLTV.
Хупер пишет, что Украина получила от США различные ствольные артиллерийские системы: 142 гаубицы калибром 155 миллиметров и 36 единиц калибром 105 миллиметров, а также 10 120-миллиметровок, столько же орудий калибром 82 миллиметра и 10 систем с калибром. Впрочем, в Америке будущее этих систем было под вопросом.
«Корпус морской пехоты хотел сократить количество своих батарей M777 с 21 до 5. Но немаловажная роль артиллерии на поле битвы в Украине изменила взгляды на это», – объясняет Хупер.
В сфере противовоздушной обороны все внимание было приковано к системам Patriot, которые Украина еще не получила, а также к восьми батареям NASAMS. Но гораздо больше Киев получил старые американские ракеты HAWK. США не запускали их с 2002 года. И учитывая, что с конвейера сошли тысячи таких ракет, «было бы очень интересно узнать, как это старое оружие показало себя в бою», - отмечает автор.
Он также подчеркивает, что нельзя утверждать, что США не дали Украине «ничего хорошего».
«Но несмотря на то, что новая техника часто попадает в заголовки, по-настоящему современных систем не много и численно меньше, чем почти устаревшего американского оружия», - объясняет Хупер.
Он считает, что небольшое количество передовых систем в пакетах помощи Украине может свидетельствовать о неоднозначной оценке украинских стратегий, технических возможностей и подготовки. Именно поэтому пройдет время, прежде чем Киев получит батарею Patriot. Через несколько лет будут доставлены 8 батарей NASAMS. Новым операторам придется пройти серьезную подготовку, чтобы полноценно воспользоваться высокотехнологичным американским оборудованием.
Адвокаты Украины, продвигая идею увеличить поставки лучшего и более современного оружия в Украину, часто указывают, как украинские военные эффективно используют 38 систем HIMARS. Но Хупер отмечает, что HIMARS – это платформа, позволяющая «выстрелить и забыть». И ее эффективность больше зависит от качества результатов обнаружения враждебных целей и наведения. Именно поэтому США уделяют большое внимание помощи в сфере командования и контроля. Мобильные командные посты, объединяющие более 80 различных радаров, системы радиоэлектронной борьбы, тактические системы связи, терминалы SATCOM и разведывательное оборудование, помогли Украине восполнить критические пробелы в своих возможностях. И все же, хотя эти тактические инструменты пользуются высоким спросом и во многих случаях считаются относительно современным оборудованием, США могут многое предложить.
Автор отмечает, что Украина получила некоторые высокотехнологичные и даже «экспериментальные» средства. В частности, США отправили 700 единиц беспилотников-камикадзе Switchblade, 1800 аппаратов Phoenix Ghost, беспилотные суда морской обороны и другие интересные «мелочи».
«Такие новые высокотехнологичные «эксперименты» стоят денег. Но для США понимание того, как эти платформы покажут себя на поле битвы, бесценно», – объясняет Хупер.
Он признает, что украинские темпы использования относительно современных портативных средств, таких как ракеты Stinger и Javelin, превысили американские возможности их производить. Украина получила 1600 ракет Stinger, 8500 противотанковых ракет Javelin и 46 тысяч других систем по уничтожению бронетехники. А также 1500 противотанковых ракет TOW и 13 тысяч гранатометов. США придется потратить много времени, чтобы пополнить эти запасы. Но, опять же, все это вооружение – лишь песчинка в американских арсеналах. За многие годы в США произвели десятки тысяч ракет Stinger и почти 50 тысяч Javelin.
«Другая обеспокоенность – это то, как Украина потребляет артиллерийские снаряды. Но это «откровение», опять же, бесценно для американской армии. Годами только одинокая команда экспертов по логистике и обороне была обеспокоена американской привычкой не финансировать должным образом производство боеприпасов и обеспечения. До этого военные не обращали внимание на эти беспокойства, проявляя больший интерес к финансированию блестящего нового вооружения вместо обновления громоздкой, грязной и опасной промышленной базы, производящей боеприпасы», - пишет автор.
Он убежден, что подтверждение правоты критиков и выявление этих производственных недостатков позволяет США заняться решением этих проблем сейчас, когда национальная безопасность страны еще не находится под прямой угрозой. Хупер приходит к выводу, что хотя на первый взгляд Украина получила огромную военную помощь от США, в значительной степени она состояла из систем, которые Пентагон уже списал.
«Следует об этом помнить, когда демагоги попытаются посеять сомнения в обществе по поводу американской поддержки Украины», - пишет эксперт.