UA / RU
Поддержать ZN.ua

Есть насущная потребность позаботиться о безопасности гражданских и в тех районах Донбасса, где не стреляют - эксперты

В течение 2019 года в Донбассе погибло 48 гражданских, из них 10 - дети.

Специальные мониторинговые миссии ОБСЕ продолжают фиксировать печальные цифры жертв от мин в Донбассе. В течение 2019 года погибло 48 гражданских, из них 10 - дети. И это является грустной иллюстрацией необходимости позаботиться о безопасности местных даже в тех районах, где боевые действия не происходят уже давно. Об этом говорится в материале Андрея Дзюбенко и Мильєнка Вахтарича.

"За 2014 год, по данным, собранным во время встречи Кластера ООН по противоминной деятельности этой весной, в Донецкой и Луганской области уже было найдено и обезврежено более 460 тысяч взрывоопасных предметов. Сейчас Минобороны Украины "подозревает" в загрязненности минами и снарядами полосой в 7 тысяч квадратных километров контролируемой правительством земли вдоль контактной линии, а еще 14 тысяч квадратных километров надо будет проверять на другой стороне. За пределами этой полосы, операторы противоминной деятельности уже провели нетехнические обследования и смогли сузить районы, которые требуют очистки до 21 квадратного километра. Все это демонстрирует, что усилия в этой сфере должны быть скоординированными и системными, а ресурсы на них должны быть использованы с максимальной эффективностью", - говорится в материале.

Как известно, больше года назад парламент Украины принял закон "О противоминной деятельности". С 1 апреля прошлого года, документ с 185 страниц под названием "Национальные стандарты противоминной деятельности (ДСТУ-П 8820)" стал действующей частью украинской системы стандартизации услуг.

"Сейчас в противоминной сфере Украины работают государственные органы – Министерство обороны, включительно с Государственной специальной транспортной службой, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Национальная гвардия Украины и даже Служба безопасности Украины имеет соответствующее подразделение. Но есть также и не государственные игроки, которые пришли помогать справляться с последствиями конфликта – Датская группа по разминированию (Danish Demining Group - DDG), Швейцарский фонд по разминированию (Fondation Suisse de Déminage - FSD), "Хало Траст" (Halo Trust), а также местная украинская компания "Demining Solutions", - пишут авторы.

По их словам, в идеале картинка должна быть следующей - оператор противоминной деятельности (или государственный, или негосударственный) проводит обследование и очистку территории в соответствии с стандартными процедурми, которые предусматривают безопасность для персонала, обозначает зоны, где были обнаружены опасные предметы. Он же, или другой уполномоченный орган, проводит очистку территории и уничтожает обнаруженые снаряды или мины, опять же – с соблюдением всех нужных мер безопасности, например, позаботившись, чтобы гражданские не допускались до зоны ближе установленного стандартами расстояние. Все операции своевременно документируются и нужная информация вносится в IMSMA – адаптированную под украинские нужды онлайн-платформу сбора данных о противоминной деятельности, что дает возможность другим органам власти иметь полное представление о том, что было сделано в этом районе. Происходит процедура проверки качества проведенных операций: орган власти, определенный законодательством, проверяет, были ли соблюдены все стандарты операции. И наконец фермер или лидер общины получают "сертификат качества" – документ, который является своего рода гарантией и справкой о том, какие именно участки были обследованы и очищены, кто это проверил и отвечает за качество работ.

"В прошлом году первые общины Донбасса получили такие сертификаты безопасности на 194 гектара обследованной земли в 28 районах. Документы подтверждают, что земли были проверены и очищены международными операторами Halo Trust и FSD, а украинское Министерство обороны провело процедуру проверки качества и документально подтвердило соблюдение стандартов", - говорится в материале.

По мнению авторов, все же существует одна проблема: создание национального органа по вопросам противоминной деятельности, как это было предусмотрено законодательством, так и не произошло. Была надежда, что именно этот орган будет координировать усилия всех игроков на поле противоминной деятельности, и например будет заботиться о соблюдении согласованных стандартов. Поэтому сейчас для некоторых из них эти стандарты являются скорее советом, чем руководством к действием, что также добавляет неуверенности процедурам контроля качества и передачи земли, которые пока остаются чуть ли не разовыми мероприятиями.

Сейчас в парламенте продолжается процесс пересмотра и возможного изменения законодательства с противоминной деятельности.

Подробнее об этом читайте в материале Андрея Дзюбенко и Мильєнка Вахтарича "Гуманитарное разминирование: сделать землю безопасной" на сайте "Зеркало недели".