UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт: Вывоз украинцев в Россию во время войны — это депортация, а не эвакуация

Подтверждением депортации является то, что наши граждане должны проходить через фильтрационные лагеря, созданные россиянами на территории ОРДЛО.

Директор по коммуникациям SCM, член наблюдательного совета Фонда Рината Ахметова Наталья Емченко объяснила, что вывоз украинцев в Россию из любого города в нашей стране является депортацией. Подробнее об этом она рассказала в материалах "Из ада войны — в ловушку бесправия" для ZN.UA.

"По нормам гуманитарного права вывоз жителей Мариуполя, вообще граждан Украины, на территорию России во время войны — это не эвакуация. Это депортация: без согласования с Украиной, с прохождением через фильтрационные лагеря и расселением в удаленных регионах России. Из Мариуполя на подконтрольную Украине территорию, в направлении Запорожья, полноценной эвакуации фактически не было — Россия блокировала. Вопреки ежедневным попыткам Украины такой коридор и эвакуацию обеспечить. Единственное исключение — недавняя эвакуация людей из бомбоубежищ "Азовстали", - утверждает Емченко.

На горячую линию Фонда еще в начале марта стали поступать звонки от людей, нуждающихся в эвакуации. Самыми первыми были жители Волновахи и их родственники. Через несколько дней добавился Мариуполь. Спустя время начались звонки мариупольцев из фильтрационных лагерей в Донецке, Старобешево, Безыменном. Ав конце марта к ним добавились звонки из России — Воронеж, Тамбов, Пермь, Владивосток — куда уже привезли депортированных. Да, какая-то часть людей выезжали в РФ добровольно, но в подавляющем большинстве случаев у людей не было выбора, говорит эксперт. И это подтверждают многочисленные обращения к ней лично и на горячую линию Фонда граждан Украины, оказавшихся за пределами нашей страны, и их родственников.

О том, что это не является гуманитарной миссией со стороны России, говорит еще одно обстоятельство. Все вывезенные на территорию так называемой "ДНР" украинцы проходят через фильтрационные лагеря, созданные россиянами на территории ОРДЛО. Там людям приходится в тяжелых условиях и антисанитарии жить по несколько дней, в течение которых они подвергаются обыску, многочасовым допросам и прочим проверкам, у них изымают документы. Особенно жестко обращаются с мужчинами, которых чаще всего сепарируют из общего потока "беженцев" и селят отдельно. Мужчин раздевают в поисках татуировок, которые могли бы свидетельствовать о принадлежности их, скажем, к полку "Азов", синяков от прикладов, осматривают руки на предмет мозолей от оружия.

У депортированных снимают отпечатки пальцев, их фотографирую в профиль и анфас, вносят в специальную базу, подключают телефоны к компьютерам, сливая все содержимое, и затем тщательно изучают фотографии, номера абонентов, переписку в мессенджерах и чатах.

Также Емченко рассказала, как помогала украинцам, депортированным в Россию, уехать оттуда.

"Если у человека есть на руках загранпаспорт, он покупает билет на самолет и летит, скажем, в Стамбул. И уже оттуда — дальше. С Европой, как вы понимаете, авиасообщения нет. Если же загранпаспорт отсутствует, но есть внутренний украинский, то самый простой и популярный маршрут таков: адлерским поездом из Ростова до Санкт-Петербурга, из Питера автобусом до Ивангорода, потом — пеший переход из Ивангорода в Нарву. Это уже территория Эстонии. Ну, и в Нарве уже есть волонтеры, работают консулы, принимают украинские карты и гривны. Прямо возле границы есть отель, где можно остановиться и перевести дух. И принять решение о конечном пункте следования — оставаться в одной из европейских стран или возвращаться в Украину", - рассказала Емченко. 

Второй путь для тех, у кого нет загранпаспорта, по ее словам, лежит через Москву, откуда есть прямой автобусный рейс через латвийскую границу, а также в Беларусь. Кроме того, добравшись до Владикавказа, люди могут выехать в Грузию или Казахстан. Но проблема с Казахстаном в том, что оттуда супернеудобно добираться до Европы.

Перечень "работающих" маршрутов эксперт составила за то время, пока помогала многочисленным друзьям, знакомым и знакомым знакомых, обращавшимся непосредственно к ней. Сначала, чтобы разобраться, общалась с друзьями и коллегами в украинском МИДе и офисе вице-премьера Ирины Верещук, в ведении которой темы эвакуации и депортации. Сарафанное радио приводит к ней все новых и новых людей, которые оказались депортироваными в Россию и ищут способ выбраться оттуда, чаще всего — в Украину.

"Не могу сказать точно, скольким людям мне и моей команде удалось помочь выбраться из РФ. Думаю, это около 500 наших граждан. Наша помощь заключалась в том, чтобы объяснить вывезенным в РФ украинцам, каков их правовой статус, к кому обращаться (а к кому — нет), чего опасаться (а чего — нет), а главное, каким маршрутом они могут добраться до одной из европейских стран в их конкретной ситуации", — говорит Емченко.

По ее словам, главное для людей, которые обнаружили себя в Таганроге или Ростове и каким-то образом получили доступ к мобильной связи, знать, кому задать вопрос о своих дальнейших действиях для возвращения в Украину или выезда в европейскую страну.

До эстонской границы украинским беженцам также помогают добраться российские волонтеры.

Каналы переправки депортированных украинцев из России в Европу худо-бедно действуют. Но, во-первых, занимающиеся этим волонтеры постоянно подвергают себя риску попасть под репрессии, а во-вторых, есть обстоятельства, когда даже самые смелые и предприимчивые волонтеры бессильны.

Читайте также: Focus: Путин копирует Сталина, когда массово репрессирует и депортирует украинцев

Больше статей Ольги Дмитричевой по ссылке.