UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт указывает на угрозы срыва контракта Украины и Азербайджана на поставку Ан-178

Проект мог стать прорывом для двух государств и обеспечить около 3 млрд долларов прибыли за десять лет.

Шесть лет назад ГП «Антонов» и группа компаний Silk Way подписали соглашение об организации в Азербайджане серийного производства военного транспортного самолета Ан-178. Реализация проекта дала бы всплеск развитию всему отечественному самолетостроению и обеспечила бы около 3 млрд долларов прибыли за десять лет. Но уже через год проект начал захлебываться и глохнуть, пишет бывший президент и генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива.

Контракт предусматривал приобретение Silk Way десяти самолетов Ан-178, ГП «Антонов» получил от азербайджанской стороны аванс – 1 млн долларов США. Азербайджан планировал произвести около 140 современных транспортников – до 24 самолетов типа Ан-178AZ в год. Поставка первых двух самолетов Ан-178 должна была состояться до конца 2018 года, а еще восьми машин – по согласованию сторон.

При этом предусматривалась обширная кооперация с ГП «Антонов» и другими авиационными предприятиями Украины. С поставкой в Баку отдельных отсеков фюзеляжа, отъемной части крыла, центроплана, многих покупных комплектующих изделий, включая двигатель. После получения комплектующих на современном производственном комплексе должна была производиться агрегатная сборка.

По мнению Кивы, проект должен был стать прорывом для двух государств, обеспечив развитие отечественного самолетостроения в условиях практически отсутствия внутренних заказов и став дополнительным аргументом «Антонова» на рынках Германии и Турции, где положительно развивались переговоры.

«Однако в Киеве с 2016 года проект начал захлебываться и глохнуть, резко замедлились испытания самолета, прекратились подготовительные работы по его сертификации. К концу 2016 года золотоносная программа по сути остановилась», - добавляет он.

Самолет, который должны были поставлять азербайджанской стороне, разобрали в рамках программы импортозамещения. А уже в 2017 году стоимость нового Ан-178 с западным оборудованием выросла с 25 почти до 45 млн долларов.

«Это не просто недальновидное решение, а грубая ошибка. Потому что можно было реализовывать задачу импортозамещения постепенно и поэтапно. А готовый летающий самолет поставить Азербайджану, дав старт проекту. На полученные деньги «Антонов» мог строить новый самолет, уже без российских комплектующих», - добавляет Кива.

В контракте предусматривалось, что никаких контактов ГП «Антонов» с российской стороной не будет. Соответственно, никаких нарушений санкций в отношении РФ со стороны Украины не было бы. Более того, Азербайджан был готов в последующем самостоятельно организовать поставки из РФ необходимых комплектующих и запчастей для самолета. 

Повышение стоимости самолета Кива называет «весьма неприятной историей». Если бы была поставка одного самолета, Баку имел бы возможность выбора – получать из Украины машинокомплекты и на своей территории осуществлять сборку или закупать самолеты с западными комплектующими.

Переговоры велись и в 2020 году, Азербайджан демонстрировал готовность к решительному старту и на первый год реализации проекта намеревался выделить порядка 200 млн долларов.

С украинской стороны в переговорах участвовали гендиректор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус и его профильный заместитель Руслан Корж. «Позиция руководства «Укроборонпрома» выглядела странно: то азербайджанскую сторону заверяли в готовности продвигать проект, то рассказывали о невозможности осуществить поставку самолета с российскими узлами и агрегатами», - рассказывает автор.

После проведения двух детальных обсуждений в ходе зум-конференций представитель Азербайджана Джахангир Аскеров принял решение заморозить переговоры по этому проекту. «Фактически, есть все основания утверждать, что некомпетентность руководства украинской авиационной отрасли и отток профессиональных кадров сделали невозможным исполнение контракта на поставку украинских самолетов Ан-178 в Азербайджан», - добавляет конструктор.

Ситуация на сегодняшний день подвешенная. Во-первых, самолета, о котором подписывали контракт в 2015 года, уже нет. Во-вторых, аванс украинской стороной получен и израсходован. В-третьих, самолет уже с западным оборудованием будет стоить почти 45 млн долларов, что категорически неприемлемо для Баку. В-четвертых, по новому самолету без российских узлов испытания в Киеве еще даже не начинались.

Тем не менее контракт по Ан-178 между ГП «Антонов» и азербайджанской авиакомпанией Silk Way пока еще в силе. «Очень много будет зависеть от украинской стороны – и от политической воли на самом верху, и от реальной компетенции самолетостроительного менеджмента», - отмечает Дмитрий Кива.

На сегодняшний день сложились все политические предпосылки для развития серьезного уровня военно-технического сотрудничества, включая проект Ан-178. А военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном поможет Украине продвигать самолет на рынках иностранных государств, например, в Турции.

Читайте также: Впервые за 30 лет государство заказало у «Антонова» три Ан-178 для ВСУ - Зеленский

Украинский самолет Ан-178 в ходе международных проектов совместного производства имеет потенциал не только получения азербайджанской прописки, но и вытеснения с рынков Турции и Германии устаревшего С-160. Для этого необходим компетентный менеджмент и политическая воля руководства страны. Подробнее читайте в статье Дмитрия Кивы «Почему Ан-178 не долетел до Азербайджана?» в ZN.UA.