UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт сформировал приоритеты по строительству и модернизации ВМСУ

Главное - понимать: морской кулак создать можно.

При наличии конструкторского и производственного потенциала не что иное как банальное головотяпство и борьба личных интересов воспрепятствовали появлению в составе ВМСУ ракетных катеров. И те же причины стали преградой для получения необходимой военной помощи западных государств. Можно лишь надеяться на то, что с принятием на вооружение ПКР "Нептун" дело пойдет быстрее. Хотя при отсутствии реальной государственной системы перевооружения сил обороны похожими примерами еще будет пестреть новейшая история развития украинской армии.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения. Автор формирует приоритеты по строительству и модернизации ВМСУ.

"Приоритет 1. Новые высокоточные средства поражения. Запуск в серию упомянутых ПКР, в первую очередь как мобильных береговых комплексов. Во-вторую - как авиационных КР, скорее всего, под бомбардировщики Су-24. Но не исключено также - под многоцелевые Су-27. В третью - как ПКР непосредственно для ракетных катеров, а в перспективе - корветов, - отмечает эксперт. - Приоритет 2. Наращивание сухопутной компоненты. Необходимо создать условия для оперативного установления минного заграждения, а также проведения противодесантных операций. Вполне резонно увеличение силы спецназначения самих ВМСУ, с акцентом на морскую пехоту. А также постоянное присутствие на опасных направлениях подразделений Сил спецопераций".

Третьим приоритетом, по мнению директора ЦИАКР, должна стать активизация работ по созданию группировки ракетных катеров. По мнению адмирала Игоря Кабаненко, мультирольная катерная группировка способна эффективно действовать как раз в ближней морской зоне государства. Это означает сосредоточение усилий на эффективной защите и обороне именно ближней морской зоны Украины, асимметричный подход к сдерживанию противника. Предусматривается использование трех подклассов боевых катеров: поисково-ударных (с противокорабельными крылатыми ракетами - основным оружием москитного флота), амфибийных и противоминных. Среди главных аргументов такого подхода - эффективное использование имеющихся небольших ресурсов для решения проблематики незащищенности литоральной морской зоны Украины.

"Крайне важно - с этим согласны и военные, и промышленники, - организовать многоплановое решение задачи. То есть одновременно рассматривать возможности производства катеров собственно украинской разработки (тех же "Лань-ЛК" с их поступательным апгрейдингом), приобретения лицензии на производство на своей территории иностранных боевых судов малого класса по примеру Катара и ОАЭ (военные называют удачными и сопоставимыми по стоимости британские 54-метровые Barzan (Vita) Class с двумя пусковыми ракетными установками под ракеты MM40 Exocet), а также предметные переговоры о военно-технической помощи от западных государств-партнеров. С одной стороны, необходимо защитить национальные интересы на море, а фактически - отстоять их. С другой - возродить основательно разрушенную национальную школу кораблестроения - пишет Бадрак. - Приоритет 4. Поиск возможностей для спасения корветной программы. Если бы корветный почин 2006–2007 гг. был реализован, украинские ВМС уже имели бы 3–4 корвета, и всю идеологию обороны можно было бы строить на несколько иных принципах. Главное - понимать: морской кулак создать можно".

Автор подчеркивает, что в декабре 2018 г. военные моряки с участием западных партнеров разработали и утвердили трехэтапную Стратегию развития ВМСУ до 2035 года. Среди прочего, она предполагает уже до 2025 г. установление контроля над территориальными водами и за их пределами до 40 миль. И недопущение действий противника в любых районах ближней морской зоны.

Подробнее о перспективах развития украинского военного флота читайте в статье Валентина Бадрака "Морской узел" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".