UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт рассказал о "мертворожденных" нормах в новой редакции закона "О жилищно-коммунальных услугах"

Новый закон "О жилищно-коммунальных услугах" готовит немало сюрпризов для владельцев квартир.

Новая редакция закона "О жилищно-коммунальных услугах", принятая в первом чтении (регистрационный № 1581-д, от 9.12.2015), которой предлагают установить новые "правила игры" для десятков миллионов украинцев, которые живут (или будут жить) в многоэтажках, переполнена невыполнимыми обещаниями, общими декларациями и мертворожденными нормами, говорится в статье директора аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александра Сергиенко для ZN.UA.

"На 29 страницах текста слово "закон" и производные от него повторяются 134 раза, и приблизительно в 50 случаях имеют место ссылки на "законодательство", которое еще… не написано! Это вопросы, ответы на которые должен был дать именно этот закон, однако не дал, отослав к тому, что не существует. Существенные же новации сводятся к немногим, но взрывоопасным положениям", - отмечает автор статьи.

Читайте также: Почти половина украинцев ничего не слышали об ОСМД

Во-первых, пишет Сергиенко, вводится понятие "жилищной услуги": это услуга по управлению многоквартирным домом. Она имеется и в действующей редакции закона о ЖКХ, однако широкого внедрения не приобрела. Зато перечень услуг собственно по содержанию домов исчез! Кто устанавливает тарифы, и кто отвечает за уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт и т.п., не определено.

"Зато вводится новый актер - управляющий - физическое или юридическое лицо, которое будет предоставлять "услугу управления", т.е. служить посредником между теми, кто будет в реальности подметать, убирать, ремонтировать дом, и его жильцами. Таким хитрым способом власть, которая хоть как-то контролировала ЖЭКи и несла ответственность за состояние жилищного фонда, сходит со сцены и отдает народ в рабство управляющему. Ведь поменять его можно лишь теоретически, тогда как практика свидетельствует, что сменить руководство даже в ОСМД, где жильцы кое-как объединены, невозможно", - говорится в статье.

Второй пункт, который приводит эксперт, это введение двух новых тарифов - платы за "услугу управления" и "платы за клиентское обслуживание", последнее - дополнительный платеж ко всем коммунальным услугам.

"Понятно, что плата за "услугу управления" также идет отдельно от платы за собственно содержание дома и окружающей территории. (Народ, раскрывайте кошельки шире!) Кроме того, если управляющий от лица жильцов будет заключать договоры с водоканалом или теплокоммунэнерго, он будет получать "комиссионное вознаграждение", и не разово, а постоянно - оно включается в цену "услуги управления", - подчеркивает автор.

"В-третьих, даже, если в доме есть ОСМД, договор на предоставление коммунальных услуг будут составлять отдельно с каждым совладельцем (что имеет место и сейчас). Но если понимать это, как написано, то каждый член семьи как совладелец будет заключать отдельный договор с поставщиком и платить отдельно от отца, мамы, бабушки, братьев и сестер. Такое впечатление, будто у каждого - свой персональный умывальник, батарея и унитаз", - говорится в статье.

В-четвертых, по словам Сергиенко, поставщик будет отвечать за качество услуги не к крану или к батареи, а только до "точки учета", то есть, если на общедомовых счетчиках горячая вода или теплоноситель в норме, то за температуру воды и воздуха в квартире поставщик - не отвечает.

Также закон "Об особенностях осуществления права собственности..." установил, что стоимость услуги управления устанавливается по согласию сторон, то есть - с участием жителей, однако проект закона о ЖКХ вносит существенное дополнение, которое перечеркивает эту норму.

"Теперь тариф на обслуживание "определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса". Думать, что предложения ограничатся разумными пределами, наивно. Если сейчас стоимость квартплаты устанавливает местный исполком или госадминистрация, оглядывающаяся на рейтинг и следующие выборы, то бизнесмен от ЖКХ думает исключительно о прибыли. Теперь главное - "правильно организовать конкуренцию", тогда на конкурс будут предложены, например, такие тарифы: 102, 101 и 100 грн за квадратный метр. Конкурсная комиссия определит победителем того, кто предложил наименьшую цену, и все будет в полном соответствии с условиями конкурса", - говорится в статье.

Ранее сообщалось, что в Киеве плату за отопление будут начислять в зависимости от температуры на улице. В частности, Киев первым в Украине решил применить механизм начисления платы за отопление в зависимости от температуры воздуха и количества отапливаемых дней.

Подробнее о законе "О жилищно-коммунальные услуги" читайте в статье Александра Сергиенко "Проект жилищно-коммунального крепостничества" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".