UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт о мифе «лечебных» домов ребенка: две трети воспитанников здоровы

Но низкий уровень профессионализма персонала, последствия депривации и отсутствие необходимого питания могут навредить их здоровью.

В украинском обществе давно укоренился миф о том, что все дети в домах ребенка больны и нуждаются в стационарном лечении или имеют неизлечимые болезни и им необходима паллиативная помощь. Дома же ребенка – это учреждения здравоохранения, и в них – большое количество медицинского персонала.

Но так ли это на самом  деле? Разбиралась региональный директор «Надежда и жилье» Галина Постолюк.

«Если не копать глубже, а посмотреть только на статистку Минздрава, то так и выглядит: в 35 специализированных домах ребенка всего 47 здоровых детейЭто подтверждают и обобщенные данные из медицинской документации детей: в исследуемых пяти домах ребенка только 14 из 406 детей (количество детей, в отношении которых были получены разрешения на проведение оценки здоровья и развития) имеют диагноз «здоров»», - пишет она для ZN.UA.

Но по результатам углубленной оценки здоровья и развития детей, ситуация выглядит иначе.

Две трети детей в домах ребенка – здоровы, то есть, у них нет соматических и неврологических заболеваний. Как выяснилось, многие диагнозы – «мифические» (спорные). Например, «гипертрофия миндалин», «вальгусная деформация стопы», указанные как диагнозы в медицинской документации, таковыми не являются, поскольку это – анатомические особенности развития, характерные для определенного возраста ребенка.

«Очень часто нет достаточных оснований для установления того или иного диагноза, например такого распространенного, как «гидроцефальный синдром»», - объясняет автор.

В то же время от 77 до 96% детей (в зависимости от дома ребенка) имеют нарушения развития, большинство из которых являются проявлениями задержки развития вследствие депривации, вызванной прежде всего пребыванием детей в учреждении.

Убогое развивающее пространство, ограниченность стимулов, отсутствие индивидуального заботливого ухода, предусматривающего постоянное распознавание и реагирование на потребности ребенка, — вот те факторы, которые вызывают у ребенка отставание от ровесников, прежде всего в таких сферах, как социоэмоциональное развитие, общение/коммуникации и когнитивное развитие.

Свыше 60% детей, а в одном доме ребенка – свыше 80% имеют белково-энергетическую недостаточность. «Это означает, что дети не получают надлежащего питания с необходимым количеством макронутриентов, имеют нарушение пищевой функции, сниженную массу тела, нарушение обмена веществ и склонны к развитию других заболеваний и задержке физического и нервно-психического развития»,  - отмечает Галина Постолюк.

У многих детей задержка роста (от 32 до 84%). Причем у детей, попавших в дома ребенка в более раннем возрасте, задержка роста развивалась чаще. Также на фоне задержки роста часть детей в возрасте 2–3 лет уже имеют чрезмерный вес или признаки ожирения, что в дальнейшем может вызвать возникновение серьезных заболеваний, таких как гипертония и диабет.

Несмотря на наличие заболеваний и выявленные у детей нарушения, в медицинских записях в полном объеме не указано, какое лечение, реабилитацию ребенок получал и произошел ли какой-то прогресс.

Общей тенденцией, с точки зрения реабилитации, во всех домах ребенка является применение к большинству детей медицинских техник (УФА, массаж, электрофорез, Дарсонваль, озокерит, парафин, электросон) и лекарственных средств, не имеющих достаточного уровня доказательности для их применения.

Для 86% детей пребывание в медицинском учреждении не является необходимым, они должны быть в семьях, получая необходимую помощь по месту проживания или в больничных учреждениях. Лечение и реабилитационные услуги они могли бы получать амбулаторно. Только 14% (57 детей) могут иногда нуждаться в круглосуточном пребывании, стационарной паллиативной помощи вследствие комплексных заболеваний.

«Выявленные проблемы объясняются низким уровнем профессионализма персонала и последствиями депривации, отсутствием необходимого питания, в частности клинического, для детей с патологией. Еще одна причина заключается в устаревших нормативных документах по питанию детей, скрининговым обследованиям и наблюдениям и в состоянии педиатрии в нашем государстве в целом», - резюмирует эксперт.

Читайте также: Эксперт указывает на отдаленные последствия интернатного воспитания младенцев

Почему на самом деле дети попадают в дома ребенка и как долго там живут? Действительно ли все дети в домах ребенка больны и нуждаются в стационарном лечении или же имеют неизлечимые заболевания и им нужна паллиативная помощь, которую могут предоставить только в интернатном заведении? Куда, если не в детдома, девать детей-сирот и лишенных родительской опеки? И о чем свидетельствуют результаты первого в Украине комплексного исследования по анализу ситуации в пяти домах ребенка, проведенного в трех областях, читайте в статье региональной директора «Надежда и жилье» Галины Постолюк «Под маской заботы».