Редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко пообщалась с образовательным омбудсменом Украины Сергеем Горбачевым о самых острых проблемах, подброшенных украинской системе образования войной. В частности, сейчас многие украинские дети, которые живут за границей, учатся в местных школах и не хотят терять связь с Украиной. Однако такие дети получают просто сумасшедшую нагрузку, потому что нет системы взаимозачета программ и оценок. Идеи, как решить эту проблему, есть, но нет принятых властями решений. Омбудсмен рассказал, есть ли сдвиги в решении этой проблемы.
«Определенные сдвиги есть. Давайте разделим готовые решения и идеи и проекты решений. Идей, собственно, три, и они хорошо известны Министерству образования и науки Украины. Мы вместе с педагогами и родителями говорим об этом еще с марта», - отмечает Горбачев.
В частности, первая идея – предоставить детям, временно обучающимся за границей, возможность в рамках учебного дня общаться с украинскими учителями в онлайн-формате и учиться по украинской программе.
Вторая идея – заключить межгосударственные соглашения о том, что официально подтвержденное онлайн-обучение в украинской школе позволяет ребенку не посещать школу в стране пребывания.
Еще один вариант — разрешить учитывать результаты обучения за границей в украинской школе.
Омбудсмен говорит, что такое разрешение есть, но нет механизма. По его словам, огромная проблема состоит в том, что наши образовательные системы очень разные: разные сроки обучения, образовательные программы, перечень предметов.
«Реализация этих идей — прямая задача МОН. Если ребенок вынужденно какое-то время не учился в украинской школе, то для продолжения обучения в украинской школе, для зачисления в учебное заведение он должен пройти итоговое оценивание», – объяснил Горбачев.
Однако, по его словам, большинство детей, которые учатся за границей, перевели в школах на семейную форму обучения или экстернат или вообще «попросили» забрать документы. Поскольку согласно законодательству, если ребенок отсутствует в школе более десяти дней (это касается и дистанционного обучения), школа должна сообщать об этом полиции и Службе по делам детей.
Кроме того, большой вопрос – возрастное распределение учебного материала.
«Во многих странах определенные темы, например по той же математике, изучаются совсем не в том возрасте, как в украинской школе. Чаще всего украинская школа в более раннем возрасте начинает нагружать детей математическими знаниями без привязки к жизненному использованию», - объяснил омбудсмен.
По его словам, зарубежные программы идут вперед не резко, они постепенно набирают обороты, но учащиеся на выходе достигают лучших результатов.
Горбачев рассказал, что в начале августа Министерство образования и науки Украины заключило соглашение с Кембриджским университетом по проекту, в рамках которого Кембридж за собственные средства проводит исследования образовательных систем разных стран, чтобы выяснить, как можно зачислить результаты обучения в Британии или Германии в украинское образование. Однако, по его словам, неизвестно, каковы результаты этого исследования и какие решения на его основании будут приняты.
«А у меня сейчас огромное количество обращений – и официальных, и неофициальных. Люди пишут из-за границы, что детям очень тяжело, и никто не понимает, что нужно делать», - заявил омбудсмен, добавив, что из-за отсутствия эффективных решений (хотя бы вышеперечисленных) Украина рискует потерять целое образовательное поколение.
Ранее сообщалось, что более полумиллиона детей из Украины начали обучение за границей. По данным ЕС, 517 123 украинских детей интегрированы в школьные системы стран блока. Большинство из них не планируют в ближайшее время возвращаться в Украину. Однако в статистике не учтены данные из Великобритании, США, Канады и других стран, в которые массово выезжали украинцы, а также данные из России и Беларуси, куда депортировали наших граждан.