UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чем закончится конфликт с Украинской православной церковью (Московского патриархата)?

Автор: Анатолий Минич

Массовые обыски в храмах, разрыв договора аренды с Киево-Печерской лаврой, арест митрополитов — могут свидетельствовать, что начался процесс давления на Украинскую православную церковь (Московского патриархата). Власть наконец сняла розовые очки и увидела, что УПЦ МП проводит пророссийскую, проимперскую политику, которая противоречит интересам Украинского государства. Мотивы клириков УПЦ МП понятны: только в составе Российской империи они станут господствующим привилегированным классом. Украинская власть хочет заставить священноначалие УПЦ МП начать переговорный процесс с руководством Православной церкви Украины с целью объединения и создания единой поместной православной церкви. Очевидно, что в вопросе отношения к России у государственной власти Украины и священноначалия УПЦ МП противоположные взгляды. Чем этот конфликт может закончиться для церкви и для государства?

Читайте также: На Житомирщине запретили деятельность УПЦ МП
Читайте также: На Буковине сожгли церковь УПЦ МП

Результат прогнозируем, но неизвестно, в какой срок

Церковь — это не какая-то общественная организация или политическая партия. Получил судебное решение — и все… нет организации. Судебным решением веру не отберешь! Опыт показывает, что переход церкви в другую конфессию — довольно длительный и сложный процесс. Сила и могущество государства в нынешнем конфликте неизмеримо больше, чем церкви, и соответственно результат этого противостояния предсказуем. Начиная с XVIII века европейские страны ограничили религиозное влияние в обществе до уровня, когда епископам оставалось разве что подлизываться и плодотворно сотрудничать с могущественными правителями, но никак не противостоять императорской или президентской воле. Церковь проиграет. Открытым остается лишь вопрос: когда это произойдет?

Приведем отдельные примеры церковно-государственных конфликтов на украинских землях, когда государство стремилось обратить верующих в другую религиозную конфессию.

Берестейская уния в 1596 году начала процесс гонений православных, чтобы обратить их в Греко-латинскую церковь. Он длился около 150 лет (!).

После раздела Речи Посполитой произошел обратный процесс — греко-католиков обращали в православные. Он занял 80 лет.

Читайте также: Превратится ли Киево-Печерская лавра в «церковный майдан»?

Большевики поставили перед собой цель не только побороть церковь, но и уничтожить религиозность. Значительных успехов они достигли только в 1937 году, после 20 лет гонений.

После окончания Второй мировой войны сталинская машина террора ликвидировала УГКЦ за один год, но определенная часть греко-католиков перешла в подполье и проводила тайные богослужения в течение 45 лет, аж до 1990-го.

Нет никаких оснований считать, что нынешний конфликт между государством и церковью какой-то особенный и решится одномоментно. Длительность конфликта зависит как от эффективности действий государства, так и от способности церкви умело защищаться. Если взять в качестве аналогии игру в шахматы, то неопытный игрок получит мат через три хода, а мастер может продержаться до сорокового.

Читайте также: В Житомирской области прихожанка УПЦ МП испортила баннер, посвященный убитым россиянами детям
Читайте также: Украина обменяла одного из осужденных священников УПЦ МП на 28 своих военных – Малюк

Какие методы влияния применяет государство?

Исходя из опыта предыдущих конфликтов, можно предположить, что в арсенале государства есть такие методы влияния на церковь.

Самый результативный и наименее затратный метод — провести переговоры с епископами и архимандритами, пытаясь побудить их к переходу в нужную конфессию. С тех пор, как церковь получила могущество и богатства, апостольская бедность и святость испарились. Самые высокопоставленные церковники теперь живут в роскоши. Так было когда-то, и наивно считать, что сейчас эта традиция исчезла. Верхушку церкви можно банально подкупить.

Монастырь — это мощный очаг религиозной жизни и крепость сопротивления. Община монахов и насельников, защищенная монастырскими стенами, способна оказать организованное сопротивление. Государство всегда пыталось подчинить монастыри, когда было недовольно политикой церкви. Например, в 1833 году греко-католический Почаевский монастырь был передан православным. Причиной такого шага власти стала поддержка монахами польского восстания.

Экономическое давление на церковь: храмы закрывали, отбирали имения и земли у епископов и монастырей, запрещали строить новые и ремонтировать существующие храмы, организовывали погромы дворов.

Читайте также: Где твоя победа?

Притеснение священников. У священника вторая степень священства после епископа. Их лишали приходов, переводили на службу в «бедные» приходы и другие епархии.

Аресты клириков, ссылки, физическая расправа.

Методы убеждения, вроде проповеди или религиозной полемики, сопровождали акты насилия, но считались менее эффективными и действенными.

Читайте также: Метание ножей в старинную дверь: Минкульт показал последствия "хозяйствования" УПЦ МП в Лавре
Читайте также: В Лавре прихожане УПЦ МП сорвали печати на опечатанном комиссией корпусе

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/0a01491c286222abb5ef9b5155e813d6.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/7e8115b447a4bd895af641fed982e3b2.jpg" rtitle="undefined"]

Сопротивление церкви

Наиболее существенный фактор, который может усилить позиции церкви в борьбе с государством, — лояльность и поддержка политической элиты и народа. Так, надежным защитником православия было казачество (потому и продержались 150 лет!). Спесивость и превосходство нынешней верхушки УПЦ МП вызвали противостояние между церковью и обществом. Военная агрессия России лишь усилила этот конфликт, который выливается в открытые столкновения и вражду между патриотически настроенными гражданами и церковниками УПЦ МП. Сопротивляться власти способна значительная часть священнослужителей. Опыт показывает, что до 75% клириков могут отказаться перейти в другую конфессию. Некоторые приходы оставались без священников, а монастыри — без монахов. Времена крестоносцев давно миновали и уже несколько столетий священнослужители не берут в руки оружие. Террористические акты были единичными и случались очень нечасто. Оппозиционные священнослужители эмигрировали в другие государства (православные — в Валахию и Молдову) или шли в подполье (УГКЦ). Церковь активно искала союзников. Например, православные в 1599 году заключили союз с протестантами, чтобы противостоять католикам и униатам. Сейчас священнослужители УПЦ МП просят патриарха Варфоломея принять их под свой омофор, дать их приходам особый статус ставропигии или временного экзархата на переходный период в несколько лет.

Вывод

История Русской православной церкви свидетельствует, что церковь, как и ее филиалы в лице УПЦ МП, была не только сторонником, а и средоточием Российской империи. Все российские имперские идеологии, как-то идеология народности графа Уварова или идеология «русского мира», считали церковь оплотом самодержавия. Соответственно конфликт Украинского государства и РПЦ (УПЦ МП) неминуем.

Ликвидация церкви и принудительная смена конфессионной юрисдикции — это параллельные, но разные процессы. Ликвидация УПЦ МП вовсе не означает, что ее духовенство в полном составе автоматически перейдет в ПЦУ.

Конфликт между государством и церковью может продолжаться достаточно долго, что требует от государства мудрости, взвешенности, воли, грамотной тактики и стратегии.