Частные похоронные организации монополизировали сферу ритуальных услуг в Киеве и часто оказывают давление на родственников погибших военных, чтобы получить разрешение заниматься похоронами павших бойцов. Как следствие родным выписывают большие чеки на услуги, а иногда вписывают даже неоказанные услуги, рассказал в интервью hromadske заместитель директора государственного коммунального предприятия, оказывающий ритуальные услуги «Спецкомбинат» ветеран войны, прошедший «Азовсталь», Александр Скорик.
Он отметил, что коммунальное предприятие обычно хоронит только каждого десятого погибшего бойца, похоронами других занимаются ФЛПы, по сути монополизировавшие рынок захоронений в Киеве, которые хотят заработать на выплате, которую получит семья погибшего бойца. В основном они сами звонят по телефону родным и набиваются организовывать похороны. Данные получают от недобросовестных сотрудников полиции и скорой, сливающих информацию.
Чек за услуги на похороны такие компании выписывают уже с учетом состояния семьи, хотя фактические расходы могут не очень и отличаться. Но более богатым семьям добавляют хранение тела в частных моргах, дорогие гробы и тому подобное.
«Я видел гроб за 500 тысяч гривен. Она ничем не отличается от гроба за 50 тысяч. Иногда в чек вписывают услуги, которые не предоставляли», - рассказывает Скорик.
Также он сетует, что в городском морге на улице Оранжерейной похорон организации в одном из залов прощаний обустроили магазин, из-за чего очередь на похороны продвигается очень медленно, хотя иногда в день бывает и двадцать похорон.
Ветеран уже написал заявления городскому председателю, главе военной администрации и в прокуратуру с просьбой проверок таких ФЛП, из-за чего получил прямые или опосредованные угрозы.
Александр Скорик считает, что забирать тело из дома должно только коммунальное предприятие, чтобы у родных была возможность спокойного выбора. Однако добавляет, что по захоронению военных государство с начала войны отстранилось от любых обязанностей.
Он отмечает, что сейчас помощь сумму на погребение военных в пределах 9 тысяч на одного, а должна составлять не менее 20 тысяч гривен. Потому он провел переговоры с некоторыми ТЦК и бригадами и обратился к столичным властям с просьбой увеличить сумму.
Александр отмечает, что даже во время простейших похорон военных гроб должен быть лакированным, а тело забирать лимузин, а не «газелька».
«Лучше городу укладываться в почести для военного, чем перекладывать в пятый раз мостовую. Достойное прощание с воином — это меньше всего, что страна может для него сделать», - считает ветеран.
Также он выступает за унификации надгробий на местах захоронения военных. С этим согласилась и Киевская городская администрация, в июне 2023-го издавшая соответствующее распоряжение. Такие памятники бывают в двух вариантах и ставят на средства государства. Если семья хочет заказать свой вариант, то государство компенсирует 50 тысяч гривен, которые предусмотрены установкой унитарного надгробия.
«Если их сын надел форму, был военным и защищал эту страну, он должен и после смерти быть одностроечным со всеми военными. Его следует хоронить как воина, чтобы в будущем было ясно, чья это могила. Чтобы чтили и ее, и память о герое. Все со временем забывается. Умрут родные, но будущее поколение будет знать, что это военные, погибшие за них», - резюмирует Скорик.
Он отмечает, что договариваться с недобросовестными ритуальными службами не собирается, и в этом его поддерживают два помощника, тоже бывших военных.
Напомним, под Киевом в Гатном планируется обустроить Национальное военное мемориальное кладбище, где будут хоронить военнослужащих, защищавших Украину, а также ветеранов войны.