Более половины украинцев очень озабочены активизацией мобилизации в Украине. Что думают граждане по поводу того, нужна ли она сейчас, рассказала Леся Литвинова в статье «Мобилизация: почему украинцы не спешат служить и можно ли это изменить? Результаты социсследования».
Так, в рамках исследования, проведенного по заказу ZN.UA Центром Разумкова, 59,8% украинцев отметили, что мобилизация крайне необходима, поскольку без нее Украина будет оккупирована Россией.
При этом, по мнению 35,9% из них, уклоняться от мобилизации совсем не стыдно. Еще 41,3% из тех, кто считает мобилизацию крайне необходимой, убеждены, что уклонистом быть стыдно.
«Здесь трудно сказать, думают они так относительно себя лично или кого-то другого. Хотела бы верить в первое», – пишет автор.
Кроме того, 40% всех опрошенных придерживаются мнения, что мобилизация лишь станет причиной новых жертв и не приблизит победы или подписания мирного соглашения. Из них 64,5% считают, что быть уклонистом не стыдно. Противоположное мнение имеют 16%.
«Но даже это, мне кажется, – неплохие показатели. Особенно на фоне того, что соцсети в последние месяцы активно качают тезисы о том, что «это война олигархов» и пафосно восклицают: «За кого гибнут наши ребята?!». Местами появляются менее эмоциональные месседжи, полные «умных» аргументов о необходимости сложить оружие прямо сейчас», – пишет автор.
Литвинова назвала вполне ожидаемым распространение тезисов, уменьшающих готовность людей воевать. Ведь, подчеркнула автор, выигрывать информационные войны Украина еще не научилась, хотя и должна.
Также украинцам в рамках исследования задали такой вопрос: «Как вы считаете, требует ли ситуация на фронте проведения мобилизации принудительными методами?».
В ответ почти 52% отметили, что нет. Еще 26,7% согласны с такой необходимостью. И чуть более 21% затрудняются определиться с ответом.
«То есть мы снова возвращаемся к тому, что поражения в войне не хочет почти никто, с необходимостью проведения мобилизации соглашается большинство, но… как угодно, только не принудительно», – пишет автор.
По ее словам, в этом случае наблюдается почти полное единодушие среди тех, кто ищет возможности избежать мобилизации, и тех, у кого никто из знакомых не прячется. Не считают принудительную мобилизацию необходимой 59,9 и 55,8% соответственно.
«Удивительно при этом, что совершенно очевидные вещи так и не становятся основанием для принятия дальнейших решений. Война без войска – неизбежное поражение. Войско без пополнения закончится очень быстро, и дальше смотрите пункт первый. А пополнение — именно те, кто до сих пор не решил, идти воевать или нет», – пишет Литвинова.
Мирные соглашения, подчеркивает автор, тоже не означают окончания войны. Это скорее отсрочка следующего ее этапа, который может быть гораздо страшнее текущего.
«И даже если наши партнеры нас дожмут по мирным соглашениям, это будет означать лишь временную паузу на перегруппировку с обеих сторон, а не постоянный мир без необходимости свежих сил в уставшем войске. К сожалению, то, как мы используем такие паузы, отлично показало АТО. Впрочем, не только АТО», – добавляет автор.
Литвинова пишет, что власти провалили кампанию по мобилизации, когда нерешительно и долго принимали соответствующие законы. Президент не взял на себя ответственности ни за этот процесс как Верховный главнокомандующий, ни в целом за подготовку населения к сопротивлению.
«Для тех, кто имеет власть, в очередной раз важнее оказались политические рейтинги. Но люди все понимают. Говорить о том, что происходит – и на войне, и с нами всеми, – с ними нужно честно. Каждый должен понимать, куда идет, а не находиться в иллюзиях, и только попадая на войну, понимать, что его ожидает. К сожалению, мы прекрасно увидели и то, как паузы использует враг…», – подытожила автор.
Опрос проводился социологической службой Центра Разумкова по заказу ZN.UA с 20 по 28 июня 2024 года. Опрошены 2027 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.
Напомним, лишь 8,8% опрошенных сказали, что имеют военнообязанных знакомых, пытающихся найти способ избежать мобилизации. Еще 17,5% отметили, что у них нет таких знакомых или почти нет.
При этом 55,5% отметили, что испытывают очень сильную обеспокоенность из-за активизации мобилизации. В то же время 61,6% считают, что чаще всего нежелание мобилизоваться обусловлено неспособностью преодолеть страх гибели, страх получить тяжелое ранение.